1. Культурная война
  2. Открытия ученых
Торонто, / ИА Красная Весна

Канадские исследователи раскрыли тайну тувинского горлового пения

Изображение: timeout.com
Музыкалльный коллектив из республики Тыва «Хуун-Хуур-Ту».
Музыкалльный коллектив из республики Тыва «Хуун-Хуур-Ту».

Секрет тувинского горлового пения, при котором человек может одновременно издавать низкий и высокий звук, изучила группа исследователей из университетов Канады и США, 10 марта об этом сообщил ресурс Phys.org

Ученые из Западного университета (Канада), Йоркского университета (Канада) и Аризонского университета (США), решили исследовать феномен тувинского горлового пения, чтобы понять, как люди могут издавать одновременно два разных звука — низкое урчание и высокий тон напоминающий свист. Для этого американцы обратились к российскому музыкальному коллективу из республики Тыва «Хуун-Хуур-Ту».

Чтобы выяснить механизм формирования звуков, ученые сделали высококачественную запись голоса певцов и сняли серию изображений поющего артиста с помощью сканера для магнитно-резонансной томографии (МРТ).

На основе полученных изображений была создана объемная модель голосового тракта тувинского артиста. Затем эту модель соединили с записью звуков голоса и изучили, какие процессы происходят в голосовом тракте в процессе пения.

Пение и речь включают в себя создание звуков путем вибрации голосовых связок, находящихся глубоко в горле, и последующее формирование этих звуков языком, зубами и губами.

У людей голосовые связки вибрируют при создании звука, создавая жужжащий шум. В зависимости от того, быстро или медленно вибрируют голосовые связки, производится звук высокого или низкого тона. Чем быстрее вибрируют связки, тем выше тон голоса. Но они также производят ряд обертонов. Рот и язык создают резонансы на определенных частотах, называемых формантами.

Гласные в человеческой речи определяются первыми тремя формантами — F1, F2 и F3. Каждая форманта обычно отлична от другой, но тувинские певцы могут объединять несколько формант, чтобы создать одну чрезвычайно острую форманту. За счет этого формируется мелодия с более высоким тоном, а нижняя форманта формирует нижний урчащий регистр.

Тувинские певцы могут создавать два тона одновременно, формируя точные сокращения в своем голосовом тракте. Одно ключевое сжатие происходит, когда кончик языка почти касается верхнего нёба, а второе сжатие формируется основанием языка. Компьютерная модель помогла объяснить, что эти два сокращения производят характерные звуки горлового пения, избирательно усиливая узкий набор высокочастотных звуков, которые производятся голосовыми связками.