Математика не позволит США и Канаде достичь планов по биотопливу

Изображение: Цитата из мультфильма Незнайка на Луне. 1997 год. реж. Александр Люткевич Юрий Бутырин Андрей Игнатенко
Акционерное общество гигантских растений
Акционерное общество гигантских растений

Либо некоторые заводы по производству возобновляемого дизельного топлива не будут построены, либо они будут работать значительно ниже своей мощности, либо будут закрыты существующие заводы. Оценку экономиста по сельскому хозяйству из университета Иллинойса Скотта Ирвина 28 декабря сообщило сетевое издание The Western Producer.

Агентство по охране окружающей среды США в июне утвердило решение производить от 4 до 4,5 млрд галлонов (15-17 млн м³) биодизеля к 2025 году. Производители биотопливная из США объявили о планах увеличить производство на 6 млрд галлонов (22,7 млн м³) к 2025 году и 7,4 млрд галлонов (28 млн м³) в последующие годы.

«У меня было несколько интересных бесед с инвестиционными банкирами, которые вкладывают деньги в этот сектор. Некоторые из них очень злятся, когда слышат мои аргументы», — сказал Ирвин.

По словам экономиста, существует «зияющая пропасть» между ценой биодизеля и обычного дизельного топлива. Биодизель продается по цене от $1,5 (135 руб.) до $2 (180 руб.) за галлон (36-48 руб. за литр).

«Производство этой штуки дорогое», — сообщил экономист. Разрыв составляет $5 (450 руб.) за галлон (119 руб. за литр). А если сравнить себестоимость биодизеля с обычным дизельным топливом, то разница еще больше.

Биодизель просто не конкурентоспособен в обычных рыночных условиях. Спрос определяется исключительно государственной политикой, которая предполагает продажу не более 4–4,5 млрд галлонов (15-17 млн м³) в год к 2025 году. «Это упустили из виду все инвестиционные банкиры», — пояснил Ирвин.

В эту авантюру ввязалась компания Phillips 66, которая строит завод за $1,25 млрд (115 млрд руб.) в Родео, Калифорния, мощностью 800 млн галлонов (3 млн м³) топлива в год. Завод откроется в первом квартале 2024 года.

Судьба биодизельной промышленности серьезно повлияет на производство сои и рапса. Для обеспечения заявленных объемов производства в США необходимо выращивать на треть больше сои.

Оппоненты Ирвина отвечают, что достаточный спрос на биодизель может обеспечить одна авиация.

Министерство энергетики США предлагает ввести налоговые льготы для авиационного биотоплива. Если предложение будет принято, то покупатели топлива из сельскохозяйственных культур получат право на кредит от $1,25 (115 руб.) до $1,75 (160 руб.) за галлон (от 30 до 42 руб. за литр).