Инфекционист объяснил, что высокий уровень антител IgM не всегда опасен
Поводом для обращения к врачу должны быть клинические проявления заболевания, а не наличие долго сохраняющихся «ранних» антител к новому коронавирусу, заявил инфекционист, профессор, завкафедрой инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии медицинского факультета СПбГУ Алексей Яковлев, сообщает 20 июля сетевое издание «Доктор Питер».
Ранее биотехнолог Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш заявил об опасности высокого уровня антител IgM к SARS-CoV-2. По мнению Кулиша, сохранение или увеличение этого уровня после поправки больного может говорить о «длинном ковиде», наличии в организме вируса, который распространяется, и необходимости срочно «бежать» к врачу
Яковлев, который более 25 лет возглавлял Боткинскую больницу, отметил, что врачи смотрят на такую ситуацию иначе. По словам инфекциониста, следует обращать внимание на состояние пациента, а анализы являются вспомогательным инструментом, который позволяет определить, что происходит с человеком.
«Лечение пациентов отличается от бизнес-стартапов в Сколтехе. В отличие от биотехнолога (специалиста в несколько иной области, нежели инфекционные болезни), я считаю, что высокий уровень антител IgM, долго сохраняющийся после ковида, — не повод для визита к врачу, если только человека больше ничего не беспокоит», — сказал Яковлев.
Как отметил профессор, все специалисты знают, что у разных людей длительность обнаружения антител после перенесенной инфекции может варьировать. Одной из причиной этого явления является уровень антигенного раздражения В-лимфоцитов, не всегда связанных с возбудителем, вызвавшим заболевание. Иногда причиной становятся внешние факторы.
«Повторю, вопрос в том, как человек себя чувствует. Поэтому обращаться к врачу надо, когда продолжаются какие-то выраженные отклонения в самочувствии, что-то сильно беспокоит. Но идти лучше к специалисту, который сможет полноценно обследовать пациента — в данном случае, к инфекционисту», — посоветовал профессор.
По словам Яковлева, до сих пор в медицинском сообществе нет единого мнения о том, чем является «длинный ковид» и с чем это за явление конкретно связано. Врач отметил, что период выздоровления после COVID-19 зачастую занимает несколько месяцев, и это может объясняться изменениями в клетках, тканях и органах. При этом нельзя судить о наличии «лонг ковида» по одному лишь показателю ранних антител IgM после болезни.
«При многих инфекционных заболеваниях мы занимаемся интерпретацией серологических показателей крови в динамике — это позволяет лучше понять, что происходит. Раньше бывало, у переболевших гриппом ПЦР-тест обнаруживал вирус через 300 дней после заражения. Но это же не говорит о том, что человек целый год ходит и заражает всех гриппом. Поэтому не надо делать поверхностных умозаключений, тем более по одному анализу на антитела», — сообщил инфекционист.
Яковлев подчеркнул, что хотя новый коронавирус принципиально отличается по структуре от вируса гриппа, но это одна респираторная группа, заболевания в которой имеют очень много общего в эпидемиологии и клинике.
«Все последние научные исследования говорят о том, что заболевший ковидом перестает быть заразным для окружающих примерно к 7-8 дню после начала клинических проявлений, а не в течение 14 дней, как считали раньше. Но ни для кого не секрет, что ПЦР-тест может быть позитивным гораздо дольше — в этом случае мы имеем дело уже с „обломками“, а не с полноценным вирусом», — сообщил профессор.
«Между тем, при положительном тесте все равно не выписывают — по сути, это некая перестраховка, чтобы полностью исключить возможность передачи вируса», — добавил врач.
Напомним, антитела IgM-антитела — это самые ранние антитела, которые появляются при первой иммунной реакции организма на внедрение вируса. Антитела IgG появляются позже и с течением времени заменяют IgM-антитела полностью.