Бундесвер заменит «Торнадо» на «Еврофайтер» и F-18

Заменить боевой реактивный самолет «Торандо» планируют ВВС Германии, 26 марта сообщает немецкая газета Berliner Morgenpost.

Устаревший парк самолетов «Торнадо» должен быть заменен в бундесвере к 2025 году на 90 самолетов типа «Еврофайтер» и 45 самолетов F-18 производства «Боинг». Американская модель должна обеспечивать участие Германии в ведущейся США радиоэлектронной войне в воздухе, а также сохранять свой функционал в случае ядерной войны.

Таковы планы Министерства обороны, по информации агентства DPA, которые уже обсуждаются на политическом уровне с представителями промышленности. Эти планы должны быть одобрены министром обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр (партия ХДС).

На данный момент бундесвер располагает 234 боевыми самолетами, среди которых 141 «Еврофайтер» европейского производителя «Эйрбас» и 93 «Торнадо». Принятый на вооружение без малого 40 лет назад «Торнадо» предназначен для воздушного нападения, тактической воздушной разведки и электронной войны, а также для ядерного устрашения.

Боевую службу несут 83 машины, еще десять используются для обучения и военно-технических испытаний. Германия является одним из последних эксплуатантов этого типа самолетов. Продолжение их использования грозит миллиардными издержками, потому что запчасти к ним превращаются в штучный товар.

Решение о замене, которая тоже обойдется в двузначное число миллиардов евро, является предметом длительной борьбы. Выношенный, наконец, план должен примирить требования политики безопасности и промышленность, в которой особенно сильны интересы Баварии.

Штаб-квартира военного филиала «Эйрбаса» находится в Баварии. В коммуне Манхинг происходит окончательная сборка «Еврофайтеров». Но в любом случае окончательное решение предстоит принять уже следующему составу федерального правительства.

Камнем преткновения для политиков стала «особая роль» «Торнадо»: концепция ядерного устрашения НАТО предусматривает в случае войны доступ союзников к атомному арсеналу США, то есть этот самолет должен быть способен нести атомные бомбы.

Официально никогда не подтверждалось, но это секрет Полишинеля, что в коммуне Бюхель, земля Рейнланд-Пфальц, хранятся 20 водородных бомб B61 американских вооруженных сил, которыми могут быть оснащены немецкие «Торнадо».

При использовании «Торнадо» военные планировщики указывают на необходимость гарантировать выполнение боевой задачи, благодаря использованию двух различных типов машин, то есть налицо стратегия двух воздушных флотов.

Для участия в атомной войне необходимо иметь примерно 30 самолетов F-18 «Супер Хорнет». Для ведения радиоэлектронной войны, то есть постановки помех, подавления и уничтожения вражеской ПВО, дополнительно должны иметься 15 F-18 «Гроулер».

Новые «Еврофайтеры» берут на себя оставшиеся задачи флота «Торнадо»: воздушную разведку, применение обычных авиабомб, действия в качестве истребителей.

Сравнительно большой размер партии, как минимум 78 «Еврофайтеров», а возможно, и больше — 90, объясняется тем, что самолеты будут использоваться в качестве замены «Еврофайтеров» предыдущего поколения.

Принимаемый план должен учитывать интересы европейской промышленности вооружений. Это относится и к разрабатываемой сообща с Францией системе воздушного боя FCAS, которая должна быть готова к 2040 году.

Политики, например, премьер-министр Баварии Маркус Зёдер, не преминули упомянуть о необходимости гарантировать загрузку немецкой промышленности и рабочие места. «Эйрбас» также предупредил, что в случае покупки Германией самолетов F-18 под вопросом окажутся планы продажи «Еврофайтеров» в Швейцарию, Финляндию и Испанию.

Еще до того как упомянутые планы стали известны, IG Metall и производственные советы срочным письмом предостерегли покупку американских F-18 в ущерб «Еврофайтерам». На производство собственных самолетов работают сто тысяч человек в Европе, из них 25 тысяч — в Германии.

«Покупка F-18 означает не только утечку миллиардов налоговых сборов в США, но и одновременно нанесение ущерба будущему авиации и космонавтики Германии», — говорится в письме, отправленном Крамп-Карренбауэр министру экономики Петеру Альтмайеру и председателю ведомства канцлера Хельге Брауну (все — партия ХДС).