Неизвестные миграции племен в Центральной Европе обнаружены учеными
Три миграционных волны, повлиявшие на предысторию Центральной Европы, выявили ученые, проанализировав геномы 271 человека, которые жили в Богемии в современной Чешской Республике между 7000 и 3500 годами назад, согласно исследованию, опубликованному 25 августа в журнале Science Advances.
Расположенная в центре вдоль торговых путей и плотно прилегающая к важным водным путям, таким как река Эльба, Богемия привлекла множество различных археологических культур, что делает ее ключевым регионом в понимании предыстории Европы. В дополнение к ранее обнаруженным экспансиям, племен, занимавшихся сельским хозяйством и «степных» народов, это новое исследование идентифицирует, по крайней мере, еще три миграционных волны, имевших место в предыстории Центральной Европы.
Генетические профили людей, связанных с культурами воронковидных кубков и шаровидных амфор свидетельствуют об их недавнем переселении в регион. Это открытие показало, что период между появлением сельского хозяйства и приходом «степных» племен, до сих пор считавшийся периодом без событий, был на самом деле более динамичным, чем предполагалось ранее.
Большой объем выборки исследования, особенно сосредоточенный на позднем неолите и раннем бронзовом веке (6000-3700 лет назад), также позволил по-новому взглянуть на социальные процессы. Люди, связанные с культурой шнуровой керамики, распространились из Восточной Европы, а затем ассимилировали в свою культуру женщин преимущественно из центральной Европы.
«Мы, наконец, смогли заполнить ключевые временные пробелы, особенно в переходный период около 5000 лет назад, когда мы видим, что генетический ландшафт резко изменился, — сказал Вольфганг Хаак из Института Макса Планка. — Интересно, что на этом раннем горизонте мы находим людей с большим количеством „степных“ предков рядом с другими, у которых их мало или вообще нет, и все они похоронены в соответствии с одними и теми же обычаями».
В дальнейшем представители культуры шнуровой керамики (4900-4400 лет назад) генетически изменились с течением времени. Одним из важных изменений, по-видимому, стало резкое снижение разнообразия линий Y-хромосомы. Хотя первоначально они носили пять разных Y-линий, более поздние представители мужского пола, относящиеся к культуре Шнуровой керамики несут почти исключительно только одну линию, по сути, происходя от одного и того же человека в недавнем прошлом.
«Эта закономерность может отражать появление новой социальной структуры или регуляции спаривания, в которой только часть мужчин была отцом большинства потомков», — сказал Лука Папак из Института науки о человеческой истории Макса Планка.
Эта социальная структура, по-видимому, была еще более строгой в следующей культуре колоколовидных кубков (4500-4200 лет назад), где каждый отобранный мужчина принадлежал к одной недавно введенной Y-линии. Примечательно, что эта Y-линия никогда раньше не встречалась в Богемии, что означает, что в регион прибыл новый клан и почти сразу заменил все ранее существовавшие Y-линии из Шнуровой керамики или предыдущих культур, найденных среди мужчин колоколовидных кубков.
Унетицкая культура раннего бронзового века традиционно считалась происходящей от культуры колоколовидных кубков, с ограниченным участием культур с юго-востока (Карпатский бассейн). Однако новые данные подтверждают еще один генетический оборот, происходящий из регионов к северо-востоку от Чехии.
Примечательно, что также 80 процентов ранних Y-линий Унетицкой культуры являются новыми для Богемии, некоторые из которых ранее были обнаружены у людей из северо-восточной Европы, что дает ключ к пониманию того, откуда они произошли.
«Эта находка была очень неожиданной для нас, археологов, поскольку мы не ожидали увидеть такие четкие закономерности, хотя регион сыграл решающую роль, например, в зарождающейся торговле янтарем из Прибалтики и стал важным торговым центром в бронзовом и железном веках», — добавил Михал Эрне из Чешской академии наук.
Результаты дали весьма динамичную картину предыстории Центральной Европы с многочисленными и частыми изменениями в культурном, биологическом и социальном составе обществ. Остаются проблемы в понимании социально-экономических, экологических и/или политических причин и механизмов, лежащих в основе этих изменений, что открывает широкие возможности для будущих междисциплинарных исследований предыстории Европы.