В Минобрнауки заявили об «огромном потенциале» дистанционного обучения
У дистанционного обучения есть огромный потенциал, в том числе потенциал снижения стоимости обучения. Об этом 10 декабря заявил зам. министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев на парламентских слушаниях «Дистанционное образование: „За“ и „Против“», проходящих в Государственной думе РФ.
Замминистра успокоил участников слушаний, заявил, что его ведомство не рассматривает, не рассматривало и не предполагает использовать дистанционное обучение как единственную и эксклюзивную систему обучения, а лишь как временную меру пережить критическую ситуацию. Вместе с тем он перечислил аргументы в пользу «внимательного отнесения» к дистанционному обучению.
Замминистра указал, что дистанционный формат активно развивается за рубежом. Так, онлайн-платформа Coursera в США располагает 30 тыс. онлайн-курсов, в том числе и на русском языке, которым, по словам Афанасьева, можно противопоставить только российские платформы дистанционного цифрового образования. Он также указал, что миллионы студентов крупнейших университетов Индии, Ирана, Пакистана учатся удаленно. Вместе с тем замминистра признал, что ряд профессий дистанционно освоить невозможно.
Чиновник подчеркнул доступность и социальное преимущество дистанционного обучения.
«У него есть в том числе и социальное преимущество. При развитии инфраструктуры, это доступ, это доставка образовательного, современного, эффективного контента в том числе и для дальних регионов и территорий, у него огромный потенциал. Это потенциал снижения стоимости обучения, потому что исключаются затраты на транспортировку, это возможность использования лучшей профессуры академической науки нашей для передачи своих самых современных научных знаний и для школьников, и в нашем случае для студентов», — заявил Афанасьев.
Как сообщил замминистра, в настоящее время больше половины (55%) студентов российских вузов учатся полностью дистанционно, а порядка 24% учатся частично дистанционно.
Напомним, несмотря на то, что лекции можно транслировать, знания передаются от человека к человеку. Для эффективной передачи и получения знаний преподавателю необходим живой контакт со студентами, а студентам — студенческий коллектив и контакт с преподавателями.
Отметим, одна из проблем, беспокоящих родительское сообщество, — это соблазн замены «социально доступными» онлайн-курсами полноценного как вузовского, так и среднего массового образования.
В качестве преамбулы хотелось бы напомнить, что в естественных науках известно, что потенциал бывает и отрицательный. Так что наличие потенциала не означает, что этот потенциал приведет нас к желаемому результату.
А теперь давайте рассмотрим этот потенциал.
Дмитрий Афанасьев говорит о том, что это потенциал снижения стоимости обучения. Но ведь нельзя рассматривать снижение стоимости чего-либо без соотнесения с последствиями такого снижения.
Ведь значительно дешевле не строить заводы и не тратить деньги на зарплату. Если при этом не учитывать попадание в ловушку промышленной зависимости.
Значительно дешевле не строить больницы, лечить всех на дому. Если не учитывать невозможность лечения некоторых болезней на дому и как следствие — высокую смертность.
Значительно дешевле не строить школы, а учить дистанционно, если… Если не учитывать последствия этого действия.
А последствия, как уже убедились на опыте, и как говорят многие эксперты, — плачевные. Резкое снижение уровня образования у учащихся. Так вот, если нас уровень образования не интересует, то у дистанционного обучения действительно большой потенциал по удешевлению процесса обучения. Только нужно ли нам такое удешевление?
Далее замминистра рассказал нам о том, что за рубежом такой формат активно развивается. Но он забыл рассказать о том, что на Западе студенты уже протестуют против такого формата. Потому что на себе ощущают снижение собственного уровня.
Что же касается доступности такого вида обучения — то мы все наслышаны о том, как школьники залезают на деревья, чтобы поймать интернет, выезжают из поселка на трассу, где интернет ловит, и так далее. Такой формат обучения гораздо менее доступен, если только замминистра не хочет выкинуть из внимания удаленные регионы и деревни, если только он на них не поставил крест.
А точно он на них его не поставил? И точно ли Минобрнауки так важен уровень образования? Или он стремится лишь минимизировать расходы?