МИД России: иск Украины по Крыму вне компетенции морского арбитража в Гааге

Изображение: Антон Привальский © ИА Красная Весна
Министерство иностранных дел
Министерство иностранных дел
Министерство иностранных дел

Россия рассчитывает, что иск Украины в Международный морской арбитраж о рассмотрении «спора, касающегося прав прибрежного государства в Черном море, Азовском море и Керченском проливе» завершится на этапе юрисдикционных возражений. Об этом МИД России сообщает 9 июня на своем официальном сайте.

Слушания по данному вопросу пройдут с 10 по 14 июня в Международном морском арбитраже в Гааге.

«Арбитражный трибунал, сформированный двумя странами в 2016 году в составе пяти арбитров, заслушает аргументы сторон по вопросам юрисдикции. По итогам он должен будет ответить на вопрос, имеется ли у него достаточная компетенция для рассмотрения претензий Украины в связи с якобы имевшими место нарушениями ее прав как прибрежного государства в отношении морских пространств, прилегающих к Крымскому полуострову», — говорится в комментарии внешнеполитического ведомства.

Формально украинская сторона стремится предъявить свои права на природные ресурсы Черного и Азовского морей, судоходство в Керченском проливе и охрану окружающей морской среды, а также подводного культурного наследия.

Согласно комментарию МИД, российская сторона считает, что Украина обратилась в морской арбитраж «в надежде добиться „юридического“ признания своего „суверенитета над Крымом“» .

Напомним, что в компетенцию Международного морского арбитража, сформированного на основании Конвенции 1982 года, не входит рассмотрение вопросов, связанных с территориальной принадлежностью суши.

Кроме этого, Конвенция 1982 года не регулирует вопросы, связанные с внутренними водами, к которым относится акватория Азовского моря и Керченского пролива.

Комментарий редакции

Периодические аппеляции Украины против России в различные европейские правовые институты являются продолжением политики Киева по вхождению в Евросоюз. Украина таким способом играет на усиление конфронтации между Европой и Россией и одновременно старается «стать свей» в Евросоюзе.

Сами же правовые институты оказываются в двойственной ситуации: с одной стороны они бы и рады вынести решение не в пользу Москвы (в условиях нахождения России в немилости Евросоюза), но явная провокативность ситуаций и маргинальность украинской политики ставят в этом случае под вопрос репутацию и компетентность этих институтов.