Опрос в Польше и России показал, в чем народы близки, а в чем непримиримы

Изображение: (сс0)
Площадь в Кракове. Польша
Площадь в Кракове. Польша

Консервативный социальный порядок, основанный на традиционных ценностях — большинство поляков и русских выбрали эти позиции при опросе, 26 марта сообщает журнал Mysl Рolska.pl.

Для российских респондентов, поляки — в первую очередь религиозная нация (22%), приверженная традициям (21%), жители России отметили также предприимчивость западного соседа (21%).

По мнению поляков, принявших участие в опросе, жители России в первую очередь должны испытывать национальную гордость (72%), важность традиций (68%) и семьи (60%). Сближение многих ценностей, воспринимаемых как важные, ясно показывает, что обе страны считают консервативный социальный порядок, основанный на традиционных ценностях, как набор общих черт.

Но в вопросах, касающихся политики, позиции жителей двух стран расходятся. В 2012 году 43% поляков были убеждены во враждебных намерениях России по отношению к Польше. Этот процент вырос до рекордных 71% после событий на Украине, а в 2020 году упал до 63%, что означает, что она находится на уровне Украины, власти которой постоянно убеждают в существовании «российской агрессии», отмечают авторы опроса.

При этом 5% поляков считают, что Варшава должна относиться к Москве как к врагу, 24% — как к сопернику, но 42% считают, что Россия должна быть союзником, а 22% — другом.

Среди российских респондентов Польшу потенциальным врагом считают 8%, соперником — 16%, хотели бы видеть в качестве союзника — 40% и друга — 28% опрошенных.

Посол Российской Федерации в Польше Сергей Андреев, комментируя результаты опроса, отметил, что во время своей дипломатической миссии в Варшаве не сталкивался с антироссийскими настроениями на уровне межличностных отношений. Однако отсутствие таких негативных эмоций не приводит к «появлению заметной необходимости нормализации взаимоотношений». Посол критически оценил то, как Россия описывается в большинстве польских СМИ, действующих по принципу «плохо или совсем не о России».

«Нет никаких объективных препятствий для нормализации наших отношений», — сказал он. Он также напомнил, что очевидным примером создания непреодолимых преград было решение польской стороны разрушить и ликвидировать памятники Красной Армии. Он напомнил ситуацию, когда польские власти «попросили нас забрать памятник Черняховскому, на что можно было ответить, спросив, должны ли мы также забрать земли, которые он освободил?»

Посол Андреев отметил, что, по его мнению, общественные настроения, отраженные в исследовательском отчете, не обязательно отражаются в реальных политических отношениях между государствами. В Польше нет политических сил, которые открыто заявляли бы о необходимости нормализации польско-российских отношений, и все, кто упоминает об этом, могут стать жертвами различных обвинений.