Ученые: полезнее писать текст от руки, а не набирать его на клавиатуре
Новое исследование, которое показало, что письмо от руки приводит к более высокой связности мозга, чем набор текста на клавиатуре, а также подчеркнуло необходимость чаще привлекать учащихся к рукописной деятельности, провели ученые из Лаборатории нейробиологии развития на факультете психологии Норвежского университета науки и технологий (NTNU), сообщает сайт новостей науки EurekAlert со ссылкой на публикацию в журнале Frontiers in Psychology от 26 января.
Поскольку цифровые устройства постепенно заменяют ручку и бумагу, ведение заметок от руки становится всё более редким явлением в школах и университетах, где также рекомендуют использовать клавиатуру, поскольку на ней иногда набирать текст быстрее, чем писать от руки.
Однако ученые обнаружили, что последний вариант улучшает и правописание, и память. Чтобы выяснить это, они исследовали основные нейронные сети, участвующие в обоих способах письма.
Профессор Одри ван дер Меер, исследователь мозга из Норвежского университета науки и технологий и соавтор опубликованного исследования рассказала о полученных результатах:
«Мы показываем, что при письме от руки модели взаимодействия мозга гораздо более сложные, чем при наборе текста на клавиатуре. Известно, что такое широкое распространение связей мозга имеет решающее значение для формирования памяти и кодирования новой информации и, следовательно, полезно для обучения».
Исследователи собрали данные по электроэнцефалограммам (ЭЭГ) у 36 студентов университета, которых просили несколько раз написать или напечатать слово, появившееся на экране. При письме они использовали цифровую ручку и писали курсивом прямо на сенсорном экране. При наборе текста они нажимали клавиши на клавиатуре одним пальцем. ЭЭГ высокой плотности, которые фиксировали электрическую активность мозга с помощью 256 небольших датчиков, вшитых в сетчатую шапку, надеваемую на голову, записывались в течение пяти секунд для каждой надписи.
Связность различных областей мозга увеличивалась, когда участники писали слова от руки, но не тогда, когда они их печатали. «Наши результаты показывают, что визуальная информация и информация о движениях, полученная с помощью точно контролируемых движений рук при использовании ручки, в значительной степени расширяют связи мозга, которые способствуют обучению», — указала ван дер Меер.
Хотя участники использовали цифровые ручки для письма от руки, исследователи заявили, что результаты будут такими же и при использовании настоящей ручки и бумаги.
«Мы показали, что различия в активности мозга связаны с тщательным формированием букв при письме от руки и более активным использованием органов чувств, — пояснила ван дер Меер. — Поскольку именно движение пальцев, выполняемое при формировании букв, способствует связям мозга, ожидается, что письмо печатными буквами будет иметь такие же преимущества для обучения, как и скорописное письмо».
А вот простое движение, состоящее в многократном ударе по клавише одним и тем же пальцем, менее стимулирует мозг. «Это также объясняет, почему детям, которые научились писать и читать на планшете, может быть трудно различать буквы, которые являются зеркальным отражением друг друга, например, „b“ и „d“. Они буквально не ощутили своим телом, каково это — писать эти буквы», — считает ван дер Меер.
Результаты, полученные норвежскими учеными, наглядно показывают, что учащиеся должны иметь возможность пользоваться ручками, и не следует заставлять их печатать во время урока.
«Есть некоторые свидетельства того, что студенты лучше учатся и лучше запоминают, делая рукописные конспекты лекций, в то время как использование компьютера с клавиатурой может быть более практичным при написании длинного текста или эссе», — заключила ван дер Меер.
Результаты своего исследования ученые привели в статье «Писание от руки, но не печатанье текста, приводит к широкому распространению связей в мозгу: исследование ЭЭГ высокой плотности с выводами для обучения», опубликованной в журнале Frontiers in Psychology.