Эксперт: переговоры по «Силе Сибири — 2» с Китаем приобрели сложную структуру
Переговоры между Москвой и Пекином о газопроводе «Сила Сибири — 2» усложнились. Вероятно, стороны обсуждают не только цену на российский газ, но и вопросы о ресурсах, строительстве трубопроводов и возможном участии Китая в российских добывающих активах, сказала директор по исследованиям компании «Имплемента», профессор Школы бизнеса МГИМО Мария Белова 6 октября в интервью РИА Новости.
Проект «Сила Сибири — 2» представляет собой план поставок газа из России в Китай через территорию Монголии в объеме 50 миллиардов кубометров в год. В 2020 году «Газпром» начал оценку возможности реализации данного проекта.
В начале 2022 года стартовали проектно-изыскательские работы по строительству магистрального газопровода «Союз Восток», который станет продолжением «Силы Сибири — 2». Газопровод пройдет по монгольской территории.
Отвечая на вопрос о причинах затянувшихся переговоров по строительству магистрали, Белова сказала: «Мне кажется, что на определенном этапе основной проблемой был вопрос цены. Мы осознаем, что желание Китая получить максимально дешевый газ вполне оправдано. Почему? Потому что Китай находится в активной фазе противостояния с США, и его экономике необходим газ по цене, сопоставимой с уровнем Henry Hub, то есть с ценой газа на внутреннем рынке США».
«Я предполагаю, что в качестве ориентира для переговоров Китай использует Henry Hub. Сейчас эта цена невысока — около 70–80 долларов (7,6 тыс. руб.) за тысячу кубометров, что примерно соответствует внутренней российской цене на газ», — продолжила эксперт, поэтому Китай ориентируется на российскую цену.
«Однако очевидно, что строить такую инфраструктуру, продавая газ по внутренним ценам, не имеет смысла. Ведь есть альтернативный вариант — вложить те же средства в газификацию и добиться значительного экономического эффекта в масштабах страны», — подчеркнула она.
Кроме того, Белова предположила, что переговоры по «Силе Сибири — 2» затягиваются, поскольку появились альтернативные варианты. Эти варианты не связаны с различными маршрутами поставок углеводородов.
По ее мнению, Китай может стремиться к получению низкой цены на газ при использовании классической схемы взаимодействия. Или же он готов платить больше, но только при условии участия китайских компаний в российских проектах по добыче или в строительстве газопровода «Сила Сибири — 2» на территории России.
Она считает, что еще не до конца решено, какой ресурсной базой будет пользоваться «Сила Сибири — 2». Это может быть газ с Ямала, который изначально предназначался для поставок в Европу. В этом случае речь идет об одной экономической модели.
Также есть вариант развивать активы в Восточной Сибири, возможно, привлекая независимых производителей. Это может создать новые элементы в сложной ситуации.
Напомним, что в марте 2023 года президент России Владимир Путин заявил, что почти все параметры проекта согласованы. В июле этого же года вице-премьер Александр Новак сообщил, что Москва и Улан-Батор обсудили вопрос строительства газопровода, и было дано поручение ускорить согласование условий и параметров «Силы Сибири — 2».