1. Экономическая война
  2. Экономика Германии
Берлин, / ИА Красная Весна

Помогут ли антикризисные меры экономике ФРГ в будущем? The Economist

Жан-Жак де Буассье. Мыльные пузыри
Жан-Жак де Буассье. Мыльные пузыри

Знаменитая немецкая программа Kurzarbeitergeld, по которой государственные средства выдаются сотрудникам, чьё рабочее время сокращают наниматели, по мнению МВФ, является «золотым стандартом» для схем оплаты вынужденных отпусков. Ее широко тиражируют по всей Европе правительства, стремящиеся защитить рабочие места и доходы от полного краха из-за коронавирусных блокировок, пишет 16 сентября еженедельник The Economist.

В Германии эти меры, введенные в марте, коснулись почти 7 миллионов рабочих, не позволили числу безработных превысить 600 000 человек и сохранили на плаву потребительские расходы.

Чрезвычайный спасательный пакет, сформированный правительством Ангелы Меркель, который включал также краткосрочные займы фирмам и приостановку действия фискальных ограничений для стимулирования расходов, получил всеобщее одобрение экономического истеблишмента Германии. Он способствовал более активному, чем где-либо в Европе, восстановлению экономики.

Но два недавних решения привели к тому, что этот консенсус начал разрушаться. Первое — продление программы выплат Kurzarbeitergeld на срок до 24 месяцев. Второе — дальнейший мораторий на требование к компаниям с чрезмерной задолженностью объявлять банкротство.

Как опасаются некоторые, в результате может появиться огромное количество «зомби» фирм, выживающих только под «капельницей» государственной помощи, и таким образом, препятствующих перераспределению капитала и рабочей силы для более продуктивного использования. «Kurzarbeitergeld может привязать рабочих к компаниям, у которых нет будущего», — сказал Йенс Вайдман, глава Бундесбанка. Кристиан Шивинг, генеральный директор Deutsche Bank, предупредил, что каждая шестая немецкая фирма рискует стать жертвой зомбирования. На этой неделе ОЭСР выразила аналогичную озабоченность.

На самом деле существует две опасности. Одна из них заключается в том, что государство поддерживает фирмы, которые боролись бы за выживание даже без пандемии. Решение о продлении срока действия Kurzarbeitergeld не обязательно было ошибочным, но было принято слишком рано, считает Андреас Пайхль, экономист из Института Ifo в Мюнхене.

Вторая категория рисков заключается в том, что COVID-19 вызывает структурные изменения в экономике. Может статься, что туристическому агентству или музыкальной рекламной компании, которые процветали до пандемии и теперь держатся за счет государственной поддержки, придется и потом бороться за выживание, если потребительские привычки изменятся навсегда. Но об этом еще рано говорить.

Связанная с этим проблема заключается в том, что государственная помощь может побудить некоторые компании—особенно в важнейшей автомобильной промышленности Германии, которая непропорционально полагалась на Kurzarbeitergeld, —отложить некоторые трудные решения в отношении изменения своих бизнес-моделей.

Среди богатых стран Германия отличается тем, что сосредоточилась исключительно на краткосрочных чрезвычайных шагах, отмечает Людовик Субран, главный экономист страховой компании Allianz, а не на долгосрочных мерах по восстановлению: переподготовке кадров, налоговой реформе или инвестициях. Немецкие фирмы, имеющие хорошую капитализацию, могут на самом деле подвергаться меньшему риску зомбирования, чем их коллеги в других странах Европы. Но у них еще нет каких-то ориентиров на будущее.

Одной из причин отсрочки решений могут стать выборы в следующем году, на которых госпожа Меркель уйдет в отставку после 16 лет пребывания у власти. Еще до вирусной атаки некоторые экономисты проявляли раздражение в отношении германской ортодоксии низких дефицитов и низких инвестиций, и особенно по поводу приостановленного в настоящее время «долгового тормоза», который ограничивает заимствования.

Господин Шольц, который претендует на пост преемника госпожи Меркель, говорит, что «долговой тормоз» должен вернуться в 2022 году, но другие члены его Социал-демократической партии с этим не согласны. Зеленые, которые, вероятно, войдут в следующее правительство, надеются воспользоваться внезапным переходом государства к активной деятельности, чтобы настаивать на долгосрочных государственных инвестициях.

И наоборот, тот, кто поведет консерваторов госпожи Меркель на выборы, может настаивать на возвращении к фискальной сдержанности и меньшему правительству.

Краткосрочные меры Германии могут иметь долгосрочные последствия, резюмирует The Economist.