Китайская помощь стала для Эрдогана «спасательным кругом» — Foreign Policy
Стратегическое партнерство между Китаем и Турцией даст турецкому президенту Реджепу Тайипу Эрдогану спасательный круг в его политических и экономических бедах, заявили турецкие аналитики 18 сентября в статье издания Foreign Policy.
Заместитель директора программы по Турции в Центре демократии, развития и верховенства права в Стэнфордском университете Айса Алемдароглу и его коллега, профессор политологии Иллинойского университета Чикаго Султан Тепе считают, что укрепление взаимоотношений между Турцией и Китаем приносит пользу обеим странам.
Эксперты считают, что Китай нашел для себя в Турции стратегический плацдарм, большие рынки для энергетики, инфраструктуры, оборонных технологий и телекоммуникаций. Страну с крайне выгодным географическим положением на перекрёстке Европы, Азии и Африки.
В свою очередь, Турции и лично турецкому лидеру Эрдогану Китай выделяет крайне необходимые ресурсы, позволяющие финансировать громкие проекты и поддерживать впечатление экономического развития, под которым «разрушительная экономическая реальность», пишут эксперты.
Они обратили внимание на критическую важность для действующей турецкой власти денежных потоков из Китая, которые «позволили укрепить власть Эрдогана в сложные моменты». Эксперты назвали Китай вторым после России партнёром Турции по объемам импорта.
В качестве примера своих слов аналитики приводят предоставление государственным Промышленно-коммерческим банком Китая кредита Анкаре на $3,6 млрд в 2018 году для осуществления действующих проектов в транспорте и энергетике. Это произошло в период, когда турецкая лира сильно потеряла позиции и ее цена по отношению к доллару упала на 40%.
В 2019 году после снижения поддержки Эрдогана после муниципальных выборов в Стамбуле Центробанк Китая в рамках соглашения о свопах между Китаем и Турцией перевел Центробанку Турции $1 млрд, это самый крупный перевод за время соглашения, продленного сторонами в 2012 году.
Наконец, аналитики считают, что использование турецкими компаниями китайской валюты для торговых операций облегчает им доступ к китайской ликвидности и демонстрирует усиление финансового сотрудничества между станами. Причем, использование китайских юаней позволяет Эрдогану не обращаться за помощью к контролируемым западными странами финансовым институтам, например, Международному валютному фонду (МВФ).
Аналитики уверены, что подобным образом Эрдоган обеспечивает себе неограниченный контроль над турецкой экономикой, который был бы подорван в случае, если бы пришлось обращаться к МВФ за помощью и проводить в связи с этим необходимые реформы.
Эксперты добавили, что углубляется и военное сотрудничеством между двумя странами, включая разведку и проведение киберопераций. По их словам, китайские офицеры принимали участие в турецких учениях «Эфес» в 2018 году.
Главной причиной сближения между Анкарой и Пекином аналитики назвали необходимость поиска новых союзников в ситуации, когда западные страны критикуют Китай и Турцию за антидемократические действия внутри государств и экспансионистскую внешнюю политику.
Добавим, что с 2016 года, согласно отчету турецкого парламента, между Анкарой и Пекином заключены 10 двусторонних соглашений, затрагивающих здравоохранение, ядерную энергетику и оборонную промышленность. С 2016 по 2019 годы Китай инвестировал в экономику Турции $3 млрд, а до 2021 года планирует удвоить этот показатель.