Для Путина надежность важнее эффективности, считает Кургинян
Президент России Владимир Путин может проводить точечные изменения в кадровой политике, но он не может произвести ротацию элиты, поскольку у него нет группы людей, на которую можно опереться, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 30 мая в интервью главному редактору «Абзац.Медиа» Елене Оя для проекта «Так сказать».
Речь зашла о провалах и запоздалых решениях в кадровой политике власти. По словам Кургиняна, принцип кадровой политики Путина —«надежность выше эффективности». Поскольку если человек не надежен, то он с большей эффективностью принесет ущерб.
«Но я могу сказать, что один мой знакомый, такой ориентированный в сторону коммунистов частично, банкир считал, что он гениальным образом сделает своим заместителем великолепного представителя высшей финансовой элиты Советского Союза, который такой профессионал, такая эффективность, что дальше некуда. Этот высший представитель финансовой элиты Советского Союза действительно собрал очень много денег (память не изменяет, 30 млн или сколько-то еще), потом безупречно законными образами вывел их в Лондон и уехал туда жить» — заявил Кургинян.
Именно поэтому Путин в кадровой политике руководствуется шекспировским принципом «мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться». Изначально глава государства формировал свою команду из людей, которых он совсем хорошо знал в молодости, до того, как его карьера пошла в гору.
Однако этот принцип со временем перестал себя оправдывать, поскольку эта старая президентская команда со временем начала элитизироваться, обросла очень крупными возможностями самого разного рода и внутри этой группы начались разного рода конфликты.
«Я им [конфликтам] посвятил одну из своих книг, которая называлась „Качели“», — отметил Кургинян.
В этих условиях нельзя сменить всю команду, поскольку нет стольких людей, в которых президент уверен. Остается проводить точечные кадровые изменения и прибегнуть к поздневизантийской системе управления — управлять сдержками и противовесами.
При этом Путин попытался предпринять кадровую революцию.
«Кадровая революция — это момент, когда государь вдруг решил опереться на большую группу людей, предположим, с низким социальным статусом даже, но ему беспредельно верных и бесконечно желающих осуществить какие-то крупные преобразования», — заявил Кургинян
«Кто такие эти хлопцы? Возник один Пригожин. И чем это всё кончилось? Плохо кончилось, правильно? Он тут же начал — зачем? — только последний идиот ссорится с Министерством обороны, которое он должен был облизывать, если хотел бы чего-нибудь такого политического. Правильно? И он организовал поход на Ростов. И всё это кончилось, пузырь лопнул», — добавил он.
Кургинян назвал стремление к большей и большей осторожности важной составляющей сохранения устойчивости страны.
«Поэтому остается осуществлять эту самую византийскую систему, сдерживать противовесы и так далее. Внутри нее кадровые изменения невозможны. Можно посадить одного, другого, третьего, четвертого — нельзя ротировать элиту», — заявил философ.