Ученые исследуют снижение когнитивных функций у пожилых людей
Согласно новому исследованию, факторы риска, связанные со снижением когнитивных функций у пожилых людей, объясняют большие различия в умственных способностях между пожилыми людьми, 8 февраля сообщает журнал PLOS ONE.
Исследователи обнаружили, что факторы, наиболее часто связанные с когнитивным функционированием, включая социально-экономический статус, образование и расу, объясняют только 38% различий в функционировании американцев в возрасте 54 лет.
Поведение в отношении здоровья, такое как отказ от жирной пищи и курения, а также участие в интенсивных физических упражнениях, оказывали лишь очень незначительное влияние на функционирование к тому времени, когда люди достигли середины 50-летнего возраста. Кроме того, изученные факторы объясняли только 5,6% вариации скорости снижения когнитивных функций у людей в возрасте от 54 до 85 лет.
«Мы еще многого не знаем о том, почему когнитивные функции у пожилых людей так сильно различаются», — сказал Хуэй Чжэн, ведущий автор исследования и профессор социологии в Университете штата Огайо.
Необходимы дополнительные исследования, чтобы выявить основные причины того, как быстро снижается когнитивное функционирование, и как мы можем замедлить его прогрессирование.
Чжэн провел исследование вместе с Кэтлин Кэгни, профессором социологии Мичиганского университета, и Юнён Чой, аспирантом штата Огайо.
Данные поступили от 7068 участников исследования здоровья и выхода на пенсию в 1996–2016 годах. Участники родились между 1931 и 1941 годами. Исследователи измерили их когнитивные функции в возрасте 54 лет и то, как они снижались до 85 лет.
По словам Чжэн, исследование обеспечивает более надежный анализ, чем предыдущие исследования, потому что в нем использовалась большая, репрезентативная на национальном уровне выборка, и за участниками наблюдали в течение десятилетий, используя широкий спектр возможных предикторов когнитивного функционирования.
Результаты показали, что наиболее важным предиктором когнитивного функционирования в возрасте 54 лет было образование, которое объясняло около 25% различий между людьми. За этим последовали раса, богатство и доход семьи, образование родителей, профессия и депрессия.
Вклад хронических заболеваний, поведения в отношении здоровья, пола, семейного положения и религии был довольно небольшим — менее 5%.
Исследователи обнаружили, что различия в когнитивных функциях в возрасте 54 лет были в три раза выше, чем различия в том, как быстро у участников снижались когнитивные функции в течение следующих 30 лет.
«Мы обнаружили, что скорость снижения когнитивных функций у участников была гораздо более похожей, чем базовый уровень когнитивного функционирования, который мы обнаружили в возрасте 54 лет», — сказал Чжэн.
В целом, все факторы, изученные в этом исследовании, объясняли только 5,6% вариаций снижения когнитивных функций с возрастом.
Чжэн сказал, что один особенно интересный вывод заключается в том, что количество лет образования не было связано со скоростью ухудшения функционирования после 54 лет, но наличие высшего образования имело небольшой защитный эффект, который объяснял 1,7% вариации в снижении с возрастом.
Ценность диплома колледжа подтверждает гипотезу о «когнитивном резерве», согласно которой у некоторых людей мозг способен находить альтернативные способы решения проблем и справляться с трудностями, когда у них есть какое-либо повреждение мозга.
Одним из объяснений снижения когнитивных функций, которое не могло быть объяснено в этом исследовании, является генетический фактор — ген APOE4. Было обнаружено, что этот ген увеличивает риск развития слабоумия, включая болезнь Альцгеймера.
Но другие исследования показывают, что на деменцию, включая болезнь Альцгеймера, приходится лишь 41% снижения когнитивных функций у пожилых людей.
«Снижение когнитивных функций широко распространено среди пожилых людей, даже у тех, у кого нет деменции, поэтому важно изучить другие предикторы когнитивного функционирования и снижения», — сказал Чжэн.