США в борьбе с КНР надо втираться в доверие к Вьетнаму — Foreign Affairs

Изображение: USAF
Американцы распыляют яд-мутаген «Agent Orange» во Вьетнаме
Американцы распыляют яд-мутаген «Agent Orange» во Вьетнаме

США в своем противостоянии с Китаем следует последовательно выстраивать отношения с Вьетнамом, не ожидая быстрых прорывов, но создавая доверие между двумя странами и политическими системами, пишет старший оборонный аналитик корпорации RAND Дерек Гроссман в статье, вышедшей 6 октября в Foreign Affairs.

Автор напоминает, что во время своего визита в эту страну президент США Джо Байден объявил о создании «всестороннего стратегического партнерства», после чего многие стали говорить об «историческом поворотном моменте» в отношениях Вашингтона и Ханоя. Такое сближение бывших противников имело место на фоне того, как администрация Байдена стремится вовлечь Ханой в свою более широкую Индо-Тихоокеанскую стратегию противодействия Китаю. И здесь можно сделать вывод, что пойдя на это партнерство, власти Вьетнама поддержали приоритеты США в регионе или, по крайней мере, выразили готовность их поддержать.

«Сделка, безусловно, носила исторический характер. В конце концов, Соединенные Штаты и коммунистическое правительство Вьетнама, бывшие враги, нормализовали отношения только в 1995 году и с тех пор большую часть времени относились друг к другу настороженно», — отметил Гроссман.

Тем не менее, продолжает он, это соглашение было заключено на фоне всё большей обеспокоенности Ханоя по поводу Пекина. В последние годы Вьетнам стал опасаться активизации Китая не только в Южно-Китайском море, где он поддерживает частично совпадающие с Китаем претензии на суверенитет, но и вдоль реки Меконг, где китайские плотины вверх по течению создали серьезную продовольственную и ресурсную нестабильность ниже по течению во Вьетнаме.

«Всё же геополитические последствия нового партнерства США не следует переоценивать. Во-первых, у Ханоя были тесные отношения с Пекином еще в период борьбы с колониализмом, когда Коммунистическая партия Китая помогла вьетнамским единомышленникам вытеснить французских оккупантов. Позже Китай поддержал борьбу Вьетнама против американцев», — обратил внимание Гроссман.

«По сей день, несмотря на подавляющие антикитайские настроения во Вьетнамской народной армии и среди вьетнамского населения, вызванные многочисленными китайскими вторжениями на протяжении тысячелетий, правящая Коммунистическая партия Вьетнама продолжает поддерживать дружественные отношения с Пекином», — указал он.

Так, продолжает аналитик, с 2008 года Китай сам по себе является всеобъемлющим стратегическим партнером Вьетнама. Более того, давний подход Вьетнама к неприсоединению не изменился, и страна почти наверняка сохранит глубокие и обширные связи с Китаем и другими странами, вызывающими беспокойство у Вашингтона, а именно с Россией.

«То есть сейчас для Вашингтона крайне важно проверить, в какой степени Вьетнам готов внести свой вклад в индо-тихоокеанскую стратегию США по противодействию Китаю, и определить области, в которых он может ощутимо укрепить экономическую и военную безопасность Ханоя против его гораздо более мощного соседа. Как показывает балансирование в Ханое, у этих отношений есть некоторые явные ограничения, но у США и Вьетнама также есть способы расширить свое сотрудничество», — добавил Гроссман.

В частности, автор призвал не ожидать, что Ханой предоставит США в их противостоянии с КНР возможность развернуть на своей территории военную базу, а также что вьетнамские военные пойдут на проведение совместных учения с США.

«Несмотря на эти ограничения, новое американо-вьетнамское партнерство по-прежнему может дать возможности для углубления и расширения текущего сотрудничества в сфере безопасности. Например, Вашингтон уже много лет работает с Ханоем над расширением возможностей Вьетнама по информированию о морской сфере, чтобы лучше обнаруживать и контролировать действия Китая в Южно-Китайском море», — указал Гроссман.

По его словам, Соединенные Штаты, возможно, будут продавать более совершенные дроны-разведчики и, возможно, сотрудничать в области космических технологий, которые смогут повысить осведомленность о том, что происходит в регионе.

«Другие формы сотрудничества в области безопасности, будь то продажа оружия, посещение авианосцев или тренировки береговой охраны, вероятно, будут расширяться по мере того, как доверие между Соединенными Штатами и Вьетнамом продолжает строиться. Согласно одному из сообщений, Вашингтон сейчас рассматривает возможность крупной продажи оружия Ханою, в том числе впервые F-16», — добавил он.

Кроме того, Байден во время совместной пресс-конференции с генеральным секретарем Коммунистической партии Вьетнама отметил необходимость поддержки «быстрого развития» вьетнамской индустрии микросхем и укрепления позиций страны в глобальной цепочке поставок полупроводников.

«Упоминание полупроводников убедительно свидетельствует о том, что Вашингтон надеется привлечь Ханой к своим постоянным усилиям по перенаправлению этой критически важной глобальной цепочки поставок от Китая. Взамен Соединенные Штаты предложили Вьетнаму более глубокое сотрудничество в области инновационных технологий, а также дополнительные инвестиции в стратегические сектора, такие как возобновляемые источники энергии», — заявил Гроссман.

Однако, констатирует Гроссман, несмотря на эти многообещающие экономические и технологические инициативы, обновленные отношения предлагают мало новых возможностей сотрудничества в сфере безопасности.

«Возможно, со временем появятся новые инициативы, или, возможно, они были согласованы тайно, учитывая чувствительность Вьетнама к Китаю. Но на данный момент похоже, что сотрудничество в области безопасности между Ханоем и Вашингтоном по Китаю, возможно, уже зашло настолько далеко, насколько на это готов пойти Вьетнам. Действительно, многие вьетнамские собеседники регулярно подчеркивают, что Соединенные Штаты и Вьетнам уже действовали на стратегическом уровне, хотя их партнерство официально было только на всеобъемлющем уровне», — подчеркнул он.

Иными словами, Соединенным Штатам не следует рассчитывать на помощь Вьетнама в противодействии Китаю, — тот факт, что Ханой решил повысить уровень партнерства, является убедительным свидетельством его растущей обеспокоенности по поводу растущей напористости Пекина. Если Китай станет занимать более агрессивную позицию, это может создать для Ханоя новые возможности для укрепления отношений с США.

«В таком сценарии вьетнамцы могут активировать принцип „единой зависимости“ в своей оборонной политике, который позволит Вьетнаму объединиться с другими странами, чтобы защитить свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Но если этого не произойдет, Соединенные Штаты по-прежнему будут считать осторожным и неприсоединившимся Вьетнам», — отметил аналитик.

В заключение эксперт корпорации RAND указывает, что самое важное, что может сделать администрация Байдена, — это продолжать укреплять доверие с Ханоем. Некоторые члены Коммунистической партии Вьетнама продолжают питать подозрения относительно намерений США, особенно старейшины партии, пострадавшие от войны во Вьетнаме. Они по-прежнему беспокоиться, что Соединенные Штаты и их партнеры на Западе могут поддержать «мирную эволюцию» — секретный процесс разжигания демократии во Вьетнаме и прекращения однопартийного государства. Ханой также настороженно относится к вмешательству США в его внутренние дела. Следовательно, критикуя ситуацию с правами человека во Вьетнаме, Соединенным Штатам будет особенно важно продолжать четко выражать свое уважение к политической системе Вьетнама — признание, которое служит основой современных американо-вьетнамских отношений.

«Новое партнерство может также служить одной особенно важной цели: укреплению связей между людьми между двумя странами. Например, Вашингтон занимается решением проблемы человеческого наследия войны во Вьетнаме, а именно путем удаления неразорвавшихся боеприпасов и завершения усилий по устранению загрязнения „Эйджент Оранж“ во вьетнамской сельской местности», — указал Гроссман.

«Соединенные Штаты инвестируют в проекты, которые улучшат жизнь простых вьетнамцев, такие как расширение торговли сельскохозяйственной продукцией и устойчивое развитие. И это еще больше стимулирует двусторонний туризм. Это особенно желанные шаги, потому что со временем они действительно сблизят Соединенные Штаты и Вьетнам — ближе, чем могло бы сделать любое официальное двустороннее определение. Это то, чего действительно опасается Китай», — заключил он.