Заведующая музеем Блока: желание поэта сжечь рукописи «Двенадцати» — миф

Изображение: иллюстрация Ю.Анненков (1918)
фрагмент Обложка поэмы Двенадцать
фрагмент Обложка поэмы Двенадцать
фрагмент Обложка поэмы Двенадцать

Распространяемые сведения о требовании Блока сжечь все экземпляры поэмы «Двенадцать» являются мифом и отрицаются литературоведами, рассказала заведующая музеем-квартирой Блока в Санкт-Петербурге Лидия Владимировна Пушкарева 3 марта в ходе презентации альбома-каталога, посвященного 100-летию первого издания поэмы, передает корреспондент ИА Красная Весна.

Презентуя альбом-каталог, содержащий материалы, посвященные поэме «Двенадцать», Лидия Пушкарева обратила внимание, что все сведения о якобы имеющемся предсмертном требовании Блока сжечь все экземпляры поэмы — не более чем легенды:

«Это легенда. Все серьезные литературоведы отрицают этот „факт“, так как никаких достоверных свидетельств об этом нет».

По мнению исследователей, начало данному мифу положил современник Блока, поэт Георгий Владимирович Иванов, руководствуясь собственными целями.

В подтверждение того, что Блок не отказывался от своего произведения, Лидия Пушкарева привела записку Блока о «Двенадцати», в которой поэт пишет:

«Я, хотя и не мог бы написать теперь того, что писал тогда, не отрекаюсь ни в чем от писаний того года».

Напомним, поэма Александра Блока «Двенадцать», впервые опубликованная 3 марта 1918 года, вызвала неоднозначную реакцию и полярные оценки современников поэта. Несмотря на то, что произведение стало одной из признанных вершин, как в творчестве Блока, так и в русской поэзии в целом, споры вокруг поэмы не утихают до сих пор.