Кузнецова: ювенальная юстиция западного образца — не наш путь

Россия не идет по западному варианту ювенальной юстиции, заявила Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова сегодня, 22 июля, выступая на молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме».

Детскому омбудсмену психологом из Екатеринбурга был задан следующий вопрос: «На западе полным ходом процветает ювенальная юстиция. Ребенка из-за любой оплошности родителей изымают из семьи ... Будет ли у нас она также набирать обороты, как на западе?».

На вопрос Анна Кузнецова ответила следующим образом: «Вопрос с примером запада стоит очень четко, по этому примеру мы точно не идем и точно идем своим путем. Но важно чтобы наш путь был точен и точно про семью. Почему про семью? Потому что ... патриотизм без семьи достаточно неполный. Очень важная и, может быть, первая задача государства — это защита семьи, и семьи как таковой, без перекосов, без перегибов в сторону чьих-то интересов, без политических замесов».

Напоминаем, что ранее Анна Кузнецова занимала проювенальную позицию и участвовала в обмене опытом с финскими коллегами, использующими радикальную форму ювенальной юстиции. Ее позиция привела к тому, что в мае 2017 года из Совета при Уполномоченном президента РФ по правам ребенка вышли представители нескольких родительских организаций.

Комментарий редакции

Приведенные слова детского омбудсмена слишком обтекаемы, чтобы на них полагаться. Особенно учитывая тот факт, что родительские организации уже упрекали ее в непонимании проблемы, а сама она отрицала наличие беззакония в этой сфере.

Представители родительских организаций развернуто высказались об этом на пресс-конференции в Регнуме 1 июня, посвященной объяснению их выхода из Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка. Кроме этой обтекаемости, ухода от острых вопросов, выступавшими отмечалась настойчивая поддержка А. Ю. Кузнецовой системы профессиональных приемных семей, создающая спрос на вмешательство в родные семьи и отобрание детей. Вспоминались и конкретные ее неловкие инициативы вроде «порядка возврата в семью» без суда отобранных детей.

Завтра, 23 июля, омбудсмен участвует в панельной дискуссии на «Территории смыслов» на тему «Опыт работы НКО в сфере поддержки семьи и детства. Проблемные точки». Какую позицию она займет — увидим, но надо понимать, что материальная заинтересованность НКО «сопровождать» семьи является еще одним источником беззакония в сфере охраны семьи и детства. Непохоже, что речь пойдет об ограничении интересов НКО.