МИД РФ: положения Конвенции по Каспийскому морю практически согласованы


Практически согласована и в обозримом будущем будет готова к подписанию Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, заявил специальный представитель президента РФ по вопросам делимитации и демаркации границ России со странами СНГ, посол по особым поручениям МИД РФ Игорь Братчиков 14 апреля на международном экономическом форуме «Каспийский диалог», пишет ТАСС.

«На сегодняшний день Конвенция почти готова, абсолютное большинство положений согласовано, причем эти положения гармонично балансируют потребности всех пяти сторон, не ущемляют национальные интересы ни одной из стран, — сообщил дипломат. — Проблем становится меньше, осталось всего буквально одна-две, мы действительно вышли на финишную прямую и имеем хорошие шансы предложить нашим лидерам этот документ в обозримом будущем к подписанию».

Братчиков отметил, что «по-настоящему прорывные договоренности», которые создали «каркас будущей Конвенции» были достигнуты 3 года назад в Австрии на 4-м каспийском саммите. «Задача тогда была поставлена четкая: к следующему саммиту, который должен состояться в Казахстане, завершить работу над этим документом», — добавил он.

Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров 6 марта по результатам переговоров с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым сделал заявление о том, что рассчитывает завершить работу над Конвенцией на следующей встрече министров иностранных дел прикаспийских стран.

Напомним, что интерес к Каспийскому морю в мировой политике является многолетним и не в последнюю очередь связан с богатыми природными ресурсами региона. Согласно данным российских экспертов, на нашем участке шельфа подтверждено наличие нефтяных запасов в размере 2,95 млрд тонн, а природного и попутного нефтяного газа — 3,1 трлн кубометров. На Западе общие стратегические запасы Каспийского региона оцениваются в объеме от 6 до 40 млрд тонн условного топлива.

При этом с момента распада Советского Союза правовой статус Каспийского моря не определен. Понятия международного морского права не применимы к нему по причине закрытости водоема. При этом эксперты отмечают, что в вопросе раздела дна и водного бассейна наибольшие трения возникают между Азербайджаном, Туркменией и Ираном. Российская Федерация стремится к закреплению принципа коллегиальности стратегических решений по Каспию.