1. Социальная война
  2. Беби-боксы: за и против
, / ИА Красная Весна

Опубликован анализ параметров инфантицида

Анализ параметров преступлений по ст. 106 УК РФ «Убийство матерью новорожденного ребенка», привел эксперт общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) Анастасия Большакова. 8 июля аналитическая статья была опубликована на сайте информационного агентства Regnum.

Предметом исследования эксперта было 88 приговоров по 106 статье Уголовного кодекса Российской Федерации, имеющихся в открытом доступе. В своем анализе эксперт РВС стратифицировала параметры преступлений по десяти пунктам. В первом из них были приведены данные о количестве признавшихся в преступлении по 106 статье, в суде. Согласно приведенным данным в 93,2% случаев подсудимые признали свою вину в преступлении.

Вторым пунктом стало: «Наличие психотравмирующей ситуации, состояния психического расстройства или психиатрического диагноза у подсудимой». Только в 77,3% случаев из всех рассмотренных приговоров данные об этом были указаны. Из них в 55 приговорах женщины не состояли на учете у психолога, а также, согласно приговорам, «не находились в психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства». В 10 приговорах указано о наличии психотравмирующей ситуации или психического растройства. У двух женщин была зафиксирована легкая степень умственной отсталости, а у одной — органическое расстройство личности. Однако суд признал всех подсудимых способными к осознанию фактического характера своей деятельности и к возможности её контролировать. Только одна женщина, по оценке суда, находилась в состоянии аффекта.

«Нужно отметить, что доказательство того, что женщина находилась в психотравмирующей ситуации, — довольно сложная процедура. Она требует экспертизы в условиях медицинского учреждения. Такая экспертиза назначается не всегда, а только если рассмотрение дела в суде проходит в общем порядке. В нашем случае, большинство дел рассмотрены в особом порядке, поэтому можно предположить, что психотравмирующая ситуация может быть более распространена, чем в выявленных в данном анализе 15% от всех преступлений», — отметила эксперт.

Также был рассмотрен факт возможного учета женщин у нарколога. Из всех изученных приговоров только в 33 дается об этом информация. Ни в одном случае подсудимые на учете у нарколога не состояли. В 16 приговорах дается информация о проблемах с алкоголем, из них о наличии проблемы говорится в пяти случаях.

Третьим, из приведенных пунктов, было наличие тяжелого материального положения. Из всех рассмотренных приговоров об этом есть информация в 31.Из них суд признал находящимися в тяжелом материальном положении — 26 подсудимых.

«Судя по краткости изложения в большинстве приговоров, можно также предположить, что, рассматривая дело в особом порядке, судья мог не интересоваться таким вопросом вообще. Поэтому оценка тяжелого материального положения у женщин, убивших своих новорожденных детей, в трети случаев от всех представляется минимальной. По общему впечатлению от приговоров можно сказать, что тяжелое материальное положение у таких преступниц встречается гораздо чаще» — отметила Большакова.

Пол убитого ребенка был указан в 81 приговоре, из них 39 девочек и 42 мальчика.

О сокрытии беременности указано в 31 приговоре, из них в 22 случаях беременность была скрыта. По мнению эксперта «в некоторых случаях родственники могли бы предотвратить убийство, приняв в жизни женщины деятельное участие».

Из 38 приговоров, в которых указано об обращении женщины в женскую консультацию или в больницу, только в 8 случаях женщины прибегали к мед.помощи.

Из доступных для анализа по данному критерию приговоров видно, что скрывали беременность в 80,5% случаев.

Информация об абортах имеется в 14 приговорах, из них зафиксировано 8 случаев попытки сделать аборт.

«Можно предположить, что частота инфантицида зависит от доступности аборта. Большая часть женщин при нежелательной беременности делают аборт, а не убивают рожденных детей. На сегодняшний день аборт на сроке беременности до 22 недель или по медицинским показаниям можно сделать легально и бесплатно, так как он входит в систему ОМС», — пишет эксперт.

Умысел в убийстве ребенка возник за долго до родов у 13 подсудимых, из всех рассмотренных приговоров.

Группы риска женщин рассматривался в пункт №7. В 27,3% из рассмотренных случаев имелось место группы риска. Эксперт делает вывод, что «преступление можно было предотвратить в четверти случаев при более тщательном контроле за женщинами из группы риска».

Причины совершения убийства указаны в 68 приговорах.

«Все же только единицы рожениц убивают детей из-за материальных трудностей, большинство, если не могут воспитывать ребенка, передают его государству законным путем. Это означает, что материальные трудности попадают в приговоры, являясь на самом деле вторичными на фоне других причин для убийства детей» — отмечает эксперт.

Большакова также указывает, что страх придать огласке свои роды, в первую очередь оказывается причиной для убийства новорожденных.

Экспертом показаны места совершения преступлений. Места родов указаны в 85 случаях, из них в 64 случаях место родов выбрано по месту жительства или работы, в 17 случаях роды проходили в условиях улицы и только в 4-х — в медицинском учреждении.

В последнем случае — при рождении в больнице — убийство произошло не сразу, а спустя 2-5 дней после родов, в остальных случаях убийство было совершено сразу после родов.

В 86 приговорах указан метод убийства новорожденных. По данным эксперта, треть женщин убивали детей особо жестоким образом. Только в 6 случаях из 86, преступление не доведено до конца, по независящим от преступника обстоятельствам.

Напомним, что в обществе не первый год идет полемика вокруг вопроса о целесообразности применения «бэби-боксов». Многие эксперты и общественные деятели выступают против данной меры, аргументируя это пагубностью «бэби-боксов» и высокой степенью опасности по своим издержками. По мнению экспертов и правозащитных организаций, «бэби-боксы» не повлияют на динамику убийств новорожденных детей, а потенциальные убийцы не воспользуются детскими ящиками.