«Помощь родителям может быть подменена контролем над ними»
«Концепция системы профессиональной помощи родителям в воспитании детей», разработанная Высшей школой экономики (ВШЭ), подменяет адресную помощь контролем над родителями, заявила клинический психолог Жанна Тачмамедова 15 декабря, комментируя слушания в Общественной палате РФ, посвященные концепции ВШЭ, сообщает корреспондент ИА Красная Весна 15 декабря.
«У нас есть опасение, что помощь родителям может быть подменена контролем над ними», — считает клинический психолог Жанна Тачмамедова.
Концепция изобилует терминами «эффективность», «компетентность», «ответственность» родителей. Отношение к родителям с позиции оценки родительской компетентности априори содержит в себе и осуждение, т. к. на одном конце оси координат располагается компетентность, а на другом — некомпетентность, там, где говорится об эффективных родителях, обязательно подразумевается и наличие неэффективных родителей. Вовлечение родителей в жизнь с такой системой координат, в систему оценок и осуждения может стать источником стресса, чувства вины и неуверенности родителей. Важно понимать, что любой родитель периодически испытывает чувство вины и неуверенности в своих силах, родитель всегда уязвим, а принцип оценивания может значительно усилить эту неуверенность и чувство вины, считает эксперт.
Подобная терминология активно использовалась в ином, созданном ранее, стратегическом документе, касающемся семьи и детства — форсайт-проекте «Детство 2030», жестко раскритикованным общественностью за свою ювенальную и антисемейную направленность. В форсайт-проекте, в частности, утверждается, что «структура современной семьи резко тормозит развитие детей», а значит, родителей надо сделать «компетентными» и «ответственными». Как утверждала руководитель форсайт-проекта Алина Радченко, «обучение родительству должно стать доступным и <...> обязательным. И при соответствующем реформировании органов опеки и социальных служб мы должны будем через какое-то время ставить вопрос об ограничении родителей в своих правах в случае, если они не прошли это обучение. <...> Родительство должно стать профессией» (!).
В западных странах система обучения «компетентному», «эффективному» и «ответственному» родительству стала настоящим ювенальным институтом. Так, например, в Канаде у родителей, не желающих проходить подобные курсы, уже изымают детей, мотивируя это тем, что если родитель не прошел подобных курсов, то он автоматически признается «некомпетентным» и «неэффективным».
Таким образом, риск внедрения западных антисемейных ювенальных технологий (как посредством внедрения разрушительных мер воспитания, так и посредством создания специфического института, жестко контролирующего семьи) через систему профессиональной помощи родителям в воспитании детей нам кажется весьма высоким, учитывая общую идейную направленность Концепции, считает психолог.
О том, что при создании просветительских программ нужно руководствоваться прежде всего разработками отечественных ученых — педагогов и психологов, рассказала педагог, эксперт РВС, Анна Кульчицкая. «Авторы Концепции почему-то считают, что наши родители не умеют воспитывать своих детей. Но мы провели большой социологический опрос АКСИО, в котором участвовали десятки тысяч родителей. Так вот: подавляющее большинство из них считают, что они способны хорошо воспитать своих детей. И они хотят воспитывать своих детей в нашей, русской традиции. И не надо навязывать нам чужие системы воспитания», — рассказала в своем выступлении Анна Кульчицкая.
Она также сообщила, что область воспитания детей является стратегической с точки зрения безопасности России, и вовлечение в эту сферу различных НКО — крайне опасный шаг. В одном из вариантов реализации Концепции предлагается привлекать НКО для разработки содержания и организации системы обучения. Наличие коммерческой составляющей может привести к навязыванию услуг родителям. Для достойного существования НКО, предоставляющие образовательные услуги, будут испытывать необходимость пробудить потребность в родителях обратиться за помощью. НКО будут заинтересованы в том, чтобы внушить родителям мысль, что сейчас они недостаточно «эффективны» и «ответственны».
Напомним, что в России такого рода подходы к родительству и к работе с семьями давно продвигаются некоммерческими организациями, связанными с Агентством по международному развитию при правительстве США (USAID). Деятельность этой организации запрещена в России, однако теоретические и идеологические конструкты, ею разработанные, продолжают активно внедряться в различные области жизни российского общества. В том числе и в область института семьи, в систему воспитания российских детей.