Профессор ВГУ: после распада СССР Британия потеряла интерес к России
За предоставление возможности Британскому совету вернуть профессиональные отношения с российскими вузами, которые были утрачены с распадом СССР, высказалась Любовь Васильевна Цурикова, заведующая кафедрой английской филологии факультета романо-германской филологии Воронежского госуниверситета, доктор филологических наук, профессор, сегодня, 9 июня, сразу после завершения встречи главы Британского совета Майкла Берда с преподавателями и студентами Воронежского госуниверситета в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна.
Николай Ганибаев, корреспондент ИА Красная Весна: Сбылись ли ваши ожидания от встречи с главой Британского совета?
— Мы ничего особенно не ждали, потому что мы знаем, как это работает.
У нас очень долгие и продуктивные отношения с Великобританией на культурном и образовательном академическом уровне. Мы учим студентов по британским учебникам. Изучаем Британию. Америка появляется потом уже, когда базовый уровень достигнут. Поэтому британское нам интересно, так сложилось исторически. Они глубоко изучали нас, там эксперты всегда были по России на очень высоком уровне. Сотрудничество всегда было очень хорошим.
На определенном этапе, когда Советский Союз распался, они уже стали считать, что не надо с нами бороться, начали уходить отсюда и закрывать русские отделения в своих учебных заведениях, потому что раньше все это была попытка узнать, наверное, своего врага. Остались только те, кто любит Россию, ее историю. Им это интересно.
ИА Красная Весна: Сколько британцев за последние годы прошло стажировку в ВГУ и наоборот?
— Майкл (Майкл Берд — глава Британского совета — прим. ИА Красная Весна) — выпускник Воронежского университета. В Британии все, кто занимается русским языком последние 40 лет — все выпускники Воронежского университета. Они знают все друг друга, потому что весь Оксфорд, весь Кэмбридж, все самые лучшие университеты Британии, когда там были русские отделения, пропускали своих выпускников через наш университет.
За последние 15 лет к нам в университет приехало около 200 британцев, в то время как наших в Британию выезжало около 300. Впрочем, они здесь находятся дольше, чем наши там.
ИА Красная Весна: Как вы относитесь к Британскому совету?
— Британский совет — это очень старая, добротная организация, которая очень грамотно общалась здесь с людьми. Поскольку у нас с Британским советом и Британией очень давние связи, то потеря этих контактов была очень печальной. Не от нас это зависит и даже не от самого Британского совета. Это было политическое решение, они изменили свои приоритеты, сбавили обороты. Поэтому резкое сокращение количества мест, в которых можно изучать русский язык, было «сверху» сделано, и у них отменили изучение иностранного языка в средних школах. Не стало людей, которые бы занимались языками. Соответственно, возможность симметричных отношений стала уменьшаться, потому что нет взаимного интереса.
За прошедшее время на территории, где раньше были британцы, стали приходить американцы. Системно, по всей стране.
Стали приходить американские агентства по культуре, науке, образованию. У них нет проблем прислать сюда преподавателей, которые здесь будут жить год или полтора. Но нам это не очень интересно, потому что у нас другие традиции. Американский человек приходит с американскими взглядами, языком американским, культурой американской, ну и целями другими, которых никогда мы не видели у британцев.
Нам хочется, чтобы восстановились профессиональные отношения с Британским советом, которые у нас всегда были. Суть в этом.
ИА Красная Весна: Спасибо.