Рецепты взаимодействия с Россией от профессора истории
Западу нужно более реалистично подходить к отношениям с Россией, а политическими делами должны заниматься больше дипломаты, чем военные, убежден профессор истории Лундского университета Сверкер Уредссон (Sverker Oredsson). Так он высказывается в своей статье, опубликованной 17 января в издании Dagens Industri.
Сверкер Уредссон также высказывает опасения развития событий по пути конфронтации с Россией и предлагает вместо охоты на ведьм следующие рецепты: «Твердость, сила, диалог и открытость снизят риск того, что политика скатится в алармизм».
Точка зрения профессора истории по данному вопросу совпадает с ранее высказанным мнением бывшего норвежского премьер-министра, а ныне генерального секретаря НАТО, Йенса Столтенберга (Jens Stoltenberg), в диалоге с бывшим шведским премьер-министром Фредриком Рейнфельдтом. Йенс Столтенберг призывал использовать весь арсенал дипломатических возможностей и руководствоваться для переговоров с Россией четырьмя существительными: твердость, сила, диалог и открытость. Однако его коллега из Швеции с ним не согласен и считает, что допустимы только первые два слова.
Разницу взглядов на будущее бывших премьер-министров Сверкер Уредссон объясняет разным историческим опытом взаимоотношения Норвегии и Швеции с огромным восточным соседом. Если у Норвегии с Россией имеется общая граница и страны никогда не воевали друг с другом, более того, в 1944 году Красная Армия освободила северную Норвегию от нацистской оккупации, то со Швецией дела обстоят совсем по-другому. Начиная с XVIII века между двумя странами существует напряженность, которая особенно усилилась в XX веке, во время Первой и Второй мировых войн.
Профессор истории Лундского университета рекомендовал сменить парадигмы и вместо языка угроз и санкций наладить диалог с Москвой: «Представляется, что на сегодняшний день шведские политики и лидеры общественного мнения главным вопросом считают: „Как нам посильнее наказать Россию?“ Между тем, разумнее было бы ставить другой вопрос: „Как Швеции и остальной Европе побыстрее и получше наладить работающие отношения с Россией?“ Основываться надо на понимании, что Путин когда-нибудь исчезнет, а вот Россия останется».
Сверкер Уредссон также не обошел стороной сложный вопрос Восточной Европы: «Западу нужно признать, что Крым, который был частью России с 18-го века, и где располагается российский черноморский флот, принадлежит России, а России взять обязательство не притеснять восточную Украину и прибалтийские страны».
В завершении своей статьи профессор истории призвал руководствоваться во взаимоотношениях с Россией советами дипломатов, а не военных. В подтверждение своих слов он указал, что прогнозы дипломата и эксперта в области международных отношений Генри Киссинджера были более всего близки к истине и отвечали реалиям жизни. Еще одним ярким примером, по мнению Сверкера Уредссона, является шведский политик Ханс Бликс, который в преддверии войны США в Ираке в 2003 году вел себя более умно, нежели президент Джордж Буш.