РВС: нужно внести в Семейный Кодекс право родителей на выбор мер воспитания

Семейный Кодекс должен содержать норму о выборе родителями мер воспитания своего ребенка, заявил член общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Александр Коваленин 6 декабря на слушаниях в Общественной палате. В ОП закончились слушания по обсуждению законопроекта №26265-7 «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса РФ», который призван убрать из Уголовного Кодекса РФ норму, позволяющую приговорить родителей к двум годам лишения свободы за легкие физические наказания детей в виде шлепков.

Перед выступлением А. Коваленина психолог Жанна Тачмамедова рассказала о недостатках научных исследований, на которые ссылаются сторонники запрета физических наказаний. Речь шла о выводах профессора Техасского университета Элизабет Гершов, которые другие исследователи считают ложными из-за ошибок в методике. Ошибка Э. Гершов состояла в том, что она смешивала в одну группу наблюдения за родителями, жестоко избивающими детей, и за обычными семьями, применяющими легкие физические наказания. При разделении наблюдений на две группы выяснилось, что легкие физические наказания детей не влияют на их развитие. Кроме того, Э. Гершов, утверждая о связи патологического поведения ребенка и применения родителями наказаний, путает следствия и причины. Психолог подчеркнула, что утверждения, будто применяющие легкие наказания родители неизбежно станут в дальнейшем жестокими истязателями, также вызваны ошибкой в методике, и что отобрание маленького ребенка у родителей влечет для него сильную психическую травму, намного бóльшую, чем физическое наказание.

Александр Коваленин отметил, что никто не может сказать о наказаниях как о вещи недопустимой и вредной. Иначе бы государство не наказывало ни взрослых, ни детей старше 14 лет. Родители ответственны за то, каким вырастает ребенок, и надо дать им возможность воспитывать ребенка так, как они умеют. Председатель РВС Мария Мамиконян в реплике на эту тему добавила, что полномочия родителей в воспитании должны быть больше, чем у других лиц, потому что родители детей любят.

Для того, чтобы определить порог невмешательства в семью в части воспитания детей, РВС предлагает часть 1 статьи 63 Семейного Кодекса изложить в следующей редакции: «1. Родители и иные лица с их согласия вправе свободно выбирать меры воспитания детей, пока эти меры не наносят ущерба физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию».

Напомним, что Мария Мамиконян ранее на слушаниях сообщила, что РВС борется не за насилие в семье. РВС против насилия. Речь о том, что наказание ребенка не считают в России насилием. По результатам социологического опроса только 2% считают шлепки родителей преступлениями. Поправки для исправления дискриминации, которая была допущена по отношению к семье, не могут стать решением проблемы. Окончательным решением может стать только провозглашение права на воспитание. Надо обсуждать, что является воспитанием, а что насилием.

Выступавшая на слушаниях криминолог Елена Тимошина показала, что изменение статьи 116 УК РФ, произведенное летом 2016 года, стало искажением посыла Президента, который предлагал уменьшить количество людей, попадающих в места лишения свободы. Новая редакция статьи 116 это количество, наоборот, может увеличить, так как стала предусматривать лишение свободы для тех лиц, для которых ранее такое наказание не предусматривалось — для близких лиц. Елена Тимошина, ссылаясь на данные ГИАЦ МВД, показала, что насилие в семье намного меньше, чем насилие вне семьи, и дискриминация близких лиц через приравнивание их к социально опасным категориям является преступлением. По мнению криминолога, надо помогать женщинам, которые воспитывают трудных детей, и это поможет снизить количество физических наказаний детей родителями.

Позиция возможности физических наказаний поддерживается церковными служителями. Протоиерей Всеволод Чаплин в своем выступлении отметил, что воздействие родителей на детей чаще всего является не местью родителей или их самоутверждением. Это физическое сдерживание детей от поступков, опасных для детей, и оно оправдано. Родители имеют право силой ограждать детей от любителей детской порнографии, антинравственных поступков и т.д.