Сергей Кургинян: бесконечные покаяния по поводу истории разжигают конфликты
Требование бесконечного «покаяния» приводит к разжиганию конфликтов в обществе и новой крови. Вместо этого надо понять логику революционного процесса, понять и простить историю, заявил 9 декабря лидер движения «Суть времени» и политолог Сергей Кургинян в ходе телепередачи «Время покажет» на Первом канале российского телевидения.
Сергей Кургинян напомнил, как четверть века назад актуализация трагических событий прошлого привела к расколу и конфликтам в обществе. «Под лозунгом покаяния в конце 80-х годов вышел [одноименный] фильм [Тенгиза Абуладзе], в котором было сказано: „Возьми труп своего отца и выкини его на улицу псам, чтобы они его съели“, ― и этот фильм смотрели в каждом грузинском селе, и мы знаем, кто его сделал. Под этим лозунгом покаяния разожгли конфликты по всей стране, столкнули народы, которые вспомнили прошлое, развалили страну и залили ее кровью», ― сказал он.
Этот механизм, пояснил Кургинян, описан в работе американского политолога Збигнева Бжезинского. Согласно Бжезинскому, истории (прошлому) можно придать статус настоящего, если начать по ее поводу каяться беспрерывно. «Многих назовут палачами. Начнутся взаимные претензии. То, что остыло и превратилось в историю, снова станет горячим. В результате этого всего возникнет новая разборка», — заключил российский политолог.
Лидер движения «Суть времени» призвал понять логику революционного процесса. «Есть революция, которая уже вне добра и зла, она кипит как лава. Не потому, что мы теряем ощущение добра и зла, а потому, что это беспощадный общий процесс. Она чем-то вызвана. После нее происходит постреволюционная стабилизация: Кромвель, Бонапарт или кто угодно еще». Вместо этого, к историческим событиям начинают подходить с меркой событий бытовых. «Проходят годы и годы, а мы занимаемся вот этим мещанским делом, — отметил он, — вместо того, чтобы увидеть эти закономерности, и в рамках этих закономерностей понять и простить историю».
Напомним, что число жертв репрессий, согласно отчету МВД СССР, направленному Н. С. Хрущеву 05.01.1954, общее число расстрелянных «за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления» в 1921–1953 годы составило 799,5 тыс. человек, в т. ч. 682 тыс. в 1937–1938 годы.