Сергей Кургинян: необходима глубокая культурная трансформация

Современный терроризм не победить без преодоления «терророгенной среды» и присущей ей «терророгенной культуры», заявил лидер движения «Суть Времени» Сергей Кургинян 5 апреля в эфире передачи «Первая Студия» на Первом канале, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Ведя дискуссию о феномене современного терроризма, Сергей Кургинян высказал ряд положений. Первое — это неотменяемость презумпции невиновности: «Действует презумпция невиновности, и до того момента, пока нет соответствующего решения о том, что эти люди виноваты, пока не произнесен судебный приговор, на подозреваемого нельзя обрушивать репрессии, этому нет оправдания».

Сергей Кургинян выразил уверенность в праве общества на адекватные меры защиты в сложившейся ситуации. Государство может и должно жестко наказывать тех, кто покушается на жизнь мирных граждан: «Конечно, надо ужесточать наказание, здесь я со всеми согласен, кто это говорит. Можем ужесточать наказание, пугать, на кого-то это подействует». Однако на пути решения данной проблемы общество столкнется с серьезными препятствиями, уверен политолог.

Далее Сергей Кургинян ввел в дискуссию термин «терророгенная среда» и охарактеризовал это явление так: «...Разделяется на несколько слоев, мы знаем очень богатых людей, которые совершали эти теракты, с блестящим образованием... и мы знаем людей из бедной среды, которые это (теракты — прим. ИА Красная Весна) совершали». Он подчеркнул, что проблему террора может решить не суровое наказание, а ликвидация самой среды: «Если мы не будем бороться с самой „терророгенной средой“, то никакое ужесточение, а я его полностью поддерживаю и считаю необходимым, само по себе ничего не сделает».

Затем Сергей Кургинян обратился к термину «терророгенная культура», обрисовав признаки и свойства, присущие этому феномену: «Возникают анклавы культур внутри городов, для которых это место, в котором они находятся (окружающая их общественная среда, гражданское устройство — прим. ИА Красная Весна) — не свое. Это чужие».

Далее политолог обозначил условие, благоприятное для расцвета «терророгенной среды» и «терророгенной культуры»: «Это такое устройство мира, в котором проповедь насилия оказывается услышана очень и очень многими. А почему она услышана очень и очень многими? Потому что внутри мира заложены какие-то такие качества, реагируя на которые, определенные среды готовы приступить к террору».

Задача истребления «терророгенной среды» и «терророгенной культуры», а также победы над терроризмом, по мысли Сергея Кургиняна, состоит в том, чтобы преобразовать сам тот тип общественного устройства, который порождает столь уродливые и кровавые феномены как современный терроризм. Проводя сравнение с историческими примерами, Сергей Кургинян четко разграничил феномен терроризма организации «Народной Воли» и современный террор: «Народовольцы убивали конкретных людей, а эти же убивают простых людей в супермаркетах, где угодно, в поездах».

Напомним, представители организации «Народная воля» совершали террористические акты, мишенью которых служили высшие государственные и полицейские чины Российской Империи. Поводом для совершения теракта, как правило, являлись жестокие приказы, отданные данным лицом — о подавлении стихийных выступлений крестьян, об издевательствах над содержащимися в заключении членами «Народной воли». При этом, если приговоренный чиновник вовремя подавал в отставку — террористический акт в отношении него отменялся.