Вице-президент Ирака: Турция ведёт себя так, словно Ирак — ее задний двор
Ряд заявлений о турецко-иракских отношениях сделал вице-президент Ирака Нури аль-Малики 21 июля в интервью РИА.
«В ходе визита президента Турции Тайипа Эрдогана в Ирак, я сказал ему, что посол Турции ведет себя так, словно он посланник Османской империи. Мы его проводили, они прислали нового посла — тот ведет себя так же. Они ведут себя так, словно Ирак все еще под управлением Османской империи, будто это задний двор Турции», — заявил аль-Малики.
По словам вице-президента, «сейчас турки стараются сделать так, чтобы Мосул стал турецким».
«Это мечты, это амбиции Турции. Когда они говорят Мосул, они имеют в виду и Эрбиль (столица Иракского Курдистана — прим. ИА КВ) с Киркуком и Сулейманией. Однако они слишком слабы, чтобы реализовать эти мечты», — подчеркнул аль-Малики.
«Курдистан не может стать отдельным государством ни с точки зрения закона, ни с точки зрения конституции. Курды определили свою судьбу, когда голосовали за конституцию и решили, что Ирак — это федеративное государство. Они не имеют права каждый день выбирать свою судьбу… Возможно, референдум о независимости состоится, но Курдистан не может отделиться», — заявил аль-Малики.
Обострение иракско-турецких отношений произошло в декабре 2015 года, когда турецкие военные и бронетехника вошли в район Башика иракской провинции Найнава под предлогом подготовки народных отрядов, воюющих с ;террористами. Иракские МИД и Минобороны назвали присутствие турецких военных враждебным действием, не согласованным с властями, и заявили о нарушении суверенитета.
Интервью агентству РИА вице-президент Ирака дал в преддверии своего рабочего визита в Россию, который состоится 23-26 июля. В ходе визита в Россию Нури аль-Малики рассчитывает встретиться со многими высокопоставленными лицами, в том числе президентом РФ Владимиром Путиным, главой МИД Сергеем Лавровым и спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.
Нури аль-Малики заявил, что во время визита сосредоточится «на необходимости активизации роли РФ в регионе и в Ираке, в частности, и активизации экономических отношений в сферах электроэнергии, энергетики и торговли». «Речь также пойдет о поставках вооружения иракской армии, мы хотим, чтобы у иракской армии было российское оружие», — добавил иракский вице-президент.