В Якутии переосмысливают пьесы Брехта


Пьесу Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» превратил в пропаганду мира во всем мире режиссер Саха театра Андрей Борисов, следует из его интервью, опубликованного 4 декабря на сайте «Якутия.Инфо».

Андрей Борисов 15 лет думал о постановке пьесы, потому что ее тема — война. По мнению Борисова «Брехт показывает именно метафизику войны. Но главное — это то, что страдают матери и дети». Еще Борисов добавляет, что «если сейчас люди искусства согласятся, что война — двигатель прогресса, то война будет приобретать свою правоту и произойдет то, что я попытался показать в финале моего спектакля, — наступит апокалипсис».

«В финальной сцене актеры уже выходят в химических халатах. И конечно, другой линией является тема спекуляции во время бедствий. Чем и занимается Кураж — ей нужна война, чтобы жить. И в этом парадокс. Но самое главное, нужно понять — только чтобы не было войны».

К сожалению, современные режиссеры пытаются на свой манер интерпретировать произведения классиков, пользуясь незнанием произведений этих классиков широкими слоями молодежи. При этом важно отметить, что советскому зрителю произведение «Мамаша Кураж и ее дети» было очень хорошо известно и постановки этой пьесы Брехта шли в театрах страны. Именно такими произведениями в советское время закладывался некий моральный базис общества.

Напомним, что пьесу «Мамаша Кураж и ее дети» Брехт завершил перед началом Второй мировой войны, но после замечаний критиков он дорабатывал пьесу, и в широкую постановку она вышла уже в после войны. Вся пьеса пропитана ожиданием войны и понимаем ее опасности для всего человечества, опасности отказа от общечеловеческого гуманизма. Автор, как и в других своих пьесах, в «Мамаше Кураж и ее детях» ставит вопросы о моральном выборе людей, о выборе между добром и злом.

Между добром и злом всегда будет война, и война эта неизбывна в мире, поэтому, пока есть зло, война должна вестись с этим злом. В этом смысле посулы современной интеллигенции, как западной, так и российской, «лишь бы не было войны», сводятся к отказу от борьбы и апелляции к пресловутой толерантности, которая есть по сути болезнь. И эту болезнь навязывают обществу: смириться с неизбежной победой зла и проявить терпение к нему, отказавшись от борьбы.