1. Мироустроительная война
  2. Курдский вопрос
Ереван, / ИА Красная Весна

Эксперт: РФ вряд ли будет освобождать Манбидж совместно с Турцией


Сомнения в возможном участии России в совместной операции с Турцией в сирийском Манбидже выразил советник спецпосланника генсека ООН Стаффана де Мистуры, научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, 11 марта сообщает РИА Новости.

Президент Турции Тайип Эрдоган заявлял, что турецкая армия после освобождения Эль-Баба займется Манбиждем, в случае если его не покинут курдские формирования. Однако премьер-министр Турции Бинали Йылдырым считает, что такая операция была бы бессмысленной без согласования с РФ и США. По информации Генштаба ВС РФ, усилия Сирии уже направлены на восстановление работы органов государственной власти в этом городе и прилегающих к нему районах.

«Трудно себе представить, что Россия и Турция будут освобождать Манбидж от курдов. Вряд ли Россия будет участвовать в этой операции при том повороте, который она может принять. Это может быть поворот в сторону курдско-турецкого противостояния, которое не нужно ни нам, ни США», — цитирует Наумкина РИА Новости.

Наумкин предположил, что речь, видимо, может идти о компромиссе, учитывающем как интересы сирийской армии, так и интересы поддерживаемых Турцией группировок — прежде всего туркоманских отрядов внутри «Свободной сирийской армии».

«Но если говорить о Манбидже, то он находится под курдским контролем. Мне кажется, мы не заинтересованы в том, чтобы он перешел полностью под турецкий контроль», — сказал эксперт.

По его мнению, такой результат должен быть достигнут путем общей российско-турецкой договоренности о том, как именно учитывать интересы Турции и где поставить линии разделения. Но ни в коем случае нельзя допустить турецко-курдской войны. «Надо сдерживать ее и пытаться остановить все конфликтующие стороны, удержать их от войны, кроме войны с террористами», — считает Наумкин.

Он отметил, что последняя встреча Путина и Эрдогана была особенно плодотворна в плане развития двусторонних экономических и политических отношений.

«Но если говорить о сирийском кризисе, то результаты ее непрозрачны, они неизвестны. Все покажет предстоящая встреча в Астане 14–15 числа. Если Турция приведет на эту встречу большое количество вооруженных группировок, которые подключатся к режиму прекращения огня, и будет дальнейшее развитие астанинских договоренностей в сторону обмена удерживаемыми, плененными людьми и закрепление режима прекращения огня, в частности, превращение его в общенациональные режимы, совместные мониторинги, может быть, выход на совместные акции по борьбе с террористическими группировками, это будет означать, что мы договариваемся», — сказал Наумкин.

Он также отметил, что одним из камней преткновения между Россией и Турцией является концепция зон безопасности, которой придерживается Анкара.

«Турция удерживает какой-то район на севере Сирии, и как временная мера это не вызывает сегодня серьезного противодействия со стороны других государств. Но если она превратится в долгосрочную меру, то это неприемлемо, так как может привести к разделу Сирии», — заключил эксперт.

Напомним, что курды — этническая группа на Ближнем Востоке, живущая в основном в восточной части Турции (Северный Курдистан), западном Иране (Восточный Курдистан), северном Ираке (Южный Курдистан) и северной Сирии (Западный Курдистан). На начало XXI века это крупнейший народ, не имеющий собственной государственности и пытающийся ее выстроить. Турецко-курдский вооруженный конфликт продолжается с 1984 года до настоящего времени.