Выдвинута инициатива пересмотреть критерии рейтинга инклюзивных школ
Изменить критерии рейтингования образовательных школ и продолжить развитие дистанционного образования предложил директор и основатель благотворительного фонда «Поддержки людей с инвалидностью, пропаганды здорового образа жизни „Сила духа“» и президент Европейского союза паратхэквондо (EPTU) Александр Шлычков 25 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM.
«Сегодня возникают скандальные инциденты в связи с нежеланием школ портить общий результат успеваемости. Примером может послужить недавний случай в Пермской гимназии, где онкобольные ученицы, по словам администрации, „снижали показатели успеваемости“ и их „попросили забрать документы“», — заявил Шлычков. На данный момент успеваемость учеников влияет на показатели рейтинга школ, в связи с чем эксперт предлагает изменить критерии рейтингования образовательных учреждений.
Но также он упомянул, что не все дети могут обучаться в условиях инклюзии: «При развитии инклюзивного образования важно учитывать, что не все дети с инвалидностью могут обучаться в этих условиях. В первую очередь необходимо учитывать интересы самого ребенка, поэтому дистанционное обучение должно развиваться наряду с инклюзивным, — это дает возможность выбора наиболее подходящего варианта».
Дистанционное образование является одной из форм обучения детей-инвалидов на дому. Оно дает высокие результаты обучения, так как занятия проводятся фактически индивидуально с педагогами высокого класса. Однако, в связи с тем что дистанционное образование является разновидностью обучения на дому, его можно считать противоположностью инклюзии, так как в таком варианте обучения ребенка-инвалида отсутствует достижение главной задачи, заявляемой для инклюзии — «социальной адаптации».
6 октября Президент Европейского союза паратхэквондо (EPTU) имел иную позицию в отношении обучения детей-инвалидов на дому. Шлычков в общении с журналистами подчеркивал, что «очень важно перестать изолировать детей с инвалидностью».
Также глава Фонда упомянул о неготовности российских школ к инклюзии, и что они нуждаются в подготовке: «Необходимо подготовить существующие школы в России к работе с детьми с инвалидностью и разработать специальные методические программы».
Напомним, что 14 апреля Президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос, поступивший в ходе «Прямой линии», заявил, что «общество не готово к полной инклюзии в образовании», но в то же время «государство должно поддерживать тех, кто занимается этим вопросом, и продвигать идеи инклюзивного образования». Дополним, что во многих европейских странах уже имеется опыт инклюзии. Так, например, в Италии, по данным ISTAT, предоставленным Министерством образования Италии Сальваторе Ночеру подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями обучающихся в общеобразовательных школах Италии — это дети с умственным недоразвитием различных типов (около 76%). Несмотря на развитие инклюзии в Италии до сих пор существуют государственные и негосударственные специальные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным социологического опроса АКСИО-6, подавляющее большинство россиян считают, что дети с задержками развития должны учиться отдельно, в специальных школах, чтобы их развитие было полноценным и чтобы не понижался уровень образования здоровых детей. Только 16,9% из опрошенных респондентов были уверены, что дети с задержками развития должны учиться вместе со здоровыми детьми (вариант инклюзии), чтобы облегчить им вхождение в общество.