Фотовыставка в РОСФОТО: от красной метафизики к превращенной форме.
Среди многочисленных выставок к 100-летию Революции, проходящих в Петербурге, фотовыставку «Пункт назначения — коммунизм» в РОСФОТО стоит выделить особо — она позволяет сконцентрироваться на метафизическом осмыслении процесса остывания красных идей. Устроители выставки задаются вопросами: «О чем мечтали и чем жили люди в первые годы советской власти? Чем они гордились? Что было главным в мыслях и свершениях нескольких поколений советских людей?»
Для первых поколений коммунизм был верой в светлое будущее, причем верой в буквальном смысле, что видно на плакате неизвестного художника «Грамота — путь к коммунизму». С первого взгляда заметно сходство плаката с иконописными изображениями, плакатный рисунок практически зеркально списан с иконы архангела Михаила, защитника веры и борца против зла, в руке которого вместо Евангелия Манифест коммунистической партии. Образ архангела Михаила на плакате соединен с образом Прометея с факелом в руке. Этот факел одновременно несет свет знаний и является мечом, побеждающим темные силы, на что указывает следующая листовка: «Грамотность — меч, побеждающий темные силы», — а сами темные силы показаны на плакате А. Апсита «Организуйте избы-читальни», на котором внизу, под этой избой, показан как бы ушедший в преисподнюю кабак. Кабак изображен как средство одурманивания народа: «Выгоднее было дать ему кабак да водку, чтобы затемнить в нем разум, который есть у человека от природы».
Будущее представлялось в первые послереволюционные годы как коммунистическая земшарная республика: «Да здравствуют Красные Соединенные Штаты всего мира!», что начертано на хоругви-знамени Октябрьской железной дороги. На этом знамени рабочий с факелом, освещающим путь к социализму лучами, составленными из букв С С С Р, попирает ногой жирного буржуя, изрыгающего деньги, и змея с надписью «фашизм». Это сильный почти религиозный образ, отсылающий к архангелу Михаилу, попирающему змея на исходе последней битвы со злом. Идея освобождения трудящихся всего мира была определяющей: «Пленникам капитала, борцам за мировой Октябрь, пламенный привет рабочих СССР».
Следующий этап в трансформации красной идеи определялся индустриализацией, в это время вера в светлое будущее приобрела более приземленный, практический смысл: «Советы и электрификация есть основа нового мира» и «Стройки коммунизма — всенародное дело».
Это может оправдываться вставшими перед страной проблемами — голодом, неграмотностью населения, отсталыми промышленностью и сельским хозяйством. Одним из достижений советской власти на пути задействования нереализованного и подавлявшегося при царской власти человеческого потенциала стала эмансипация женщин: «Женщина! Учись грамоте!» и «Женщины в колхозах — большая сила».
Большую проблему для Советской России представляла армия беспризорников, пополнявшая ряды преступников: «6 000 000 детей, необслуженных школой, — страшная угроза стране и революции. Помогите организовать труд беспризорных подростков». Фотографии из коллекции РОСФОТО показывают трудовое воспитание бывших беспризорников в коммунах, которые были организованы по всей стране.
Этап борьбы с церковью раскрывается с помощью документов и плакатов, говорящих о сопротивлении церковной власти Советам, связанном с тем, что церковь лишалась привилегий, полученных религиозной конфессией, сросшейся в единое целое с государством. Во многом именно из-за потери былого статуса она оказала поддержку белому движению, что, в свою очередь, вызвало вполне предсказуемую реакцию со стороны новой власти. Плакат «Царь, поп и кулак» представлен в четырех вариантах — на языках и с персонажами, характерными для всей бывшей Российской империи: православный поп, среднеазиатский мулла, протестантский пастор и католический священник.
Отдельный стенд посвящен теме изъятия церковных ценностей. На нем представлены документы, объясняющие такую необходимость и касающиеся порядка изъятия этих ценностей, а также плакат: «1 фунт церковного серебра — 25 пудов хлеба — 5 человек голодных спасены и прокормлены до августа». К сожалению, устроители выставки не преминули прибегнуть к манипуляциям. Если внимательнее присмотреться к копиям документов, расположенным рядом с плакатом, то сразу приходят мысли о том, что церковь сама стремилась отдать свое имущество для борьбы с голодом, в то время как Советы использовали голод как повод для уничтожения церкви. Этот вывод, по-видимому, и должен подкрепить размещенный на стенде текст из №4 Известий ЦК КПСС 1990 года: «Письмо В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 г.», которое неоднократно разоблачалось как фальшивка.
Стремление примитивизировать процессы, перевести объяснение причин революции и действий советской власти из плоскости идей в материальную плоскость характерно для выставки. Вообще, в ходе осмотра выставки создалось двоякое ощущение — в зависимости от того, на каких экспонатах концентрировать внимание, можно добиться разной трактовки основной идеи. Хотя очевидно, что на ней хорошо отражены настроения народа первых лет советской власти, идейный накал общественной атмосферы. В то же время акцент экспозиции, например, хрущевского времени сделан на гонениях на генетику и «Кукурузу — на поля колхозов и совхозов!»
Брежневский период, если исходить из последовательности подборки стендов, ассоциируется, кроме ударных комсомольских строек («Мы с планеты БАМ»), развития атомной промышленности, освоения космоса, в равной степени с борьбой за мир и гонениями на диссидентов. Соответственно, вполне логичным концом выглядит в этой цепочке и перестроечная часть экспозиции: «Наш паровоз вперед летит?» с завершающим лозунгом «Расти, перестройка!», которая, по сути, является превращенной формой, пытающейся за стилистикой плаката скрыть свое манипулятивное содержание.
Сами устроители в анонсе выставки раскрывают свой замысел, проговариваясь, что таким построением экспозиции очень хотели бы сказать: «И великое и смешное легко уживаются в одном факте, в одном явлении...» Очевидно, что если отделаться от величия Октябрьской революции невозможно, то нужно пытаться свести осмысление сначала к иронии, а затем — к осмеянию, тем самым разрушая коммунистические ценности. Как говорится, работа по методичкам перестройки, когда для разрушения СССР широко применялась в том числе и смеховая культура.
Но все же сами экспонаты — это не послушный материал в руках манипуляторов, они — говорят. Ведь они, по сути, — послание потомкам, передающее и дух революционной эпохи, и постепенное угасание этого духа в советский период. Если первые революционные плакаты подобны одухотворенным иконам, а фотографии только подтверждают бурление общественной энергии, то позднесоветские — уже, «забронзовев», хранят только форму: «Мы построим коммунизм. Мы будем жить при коммунизме», заменяясь мещанским стремлением создать теплый, уютный мирок: «Мой главный девиз: мир», «Каждой семье — отдельную квартиру». О духе речи нет — он ушел, оставив пустоту и скуку.