Русской революции вновь досталось. И вновь от интеллигенции

Изображение: Сергей Татарчук © ИА Красная Весна
Участники дискуссии «Революция в культуре»
Участники дискуссии «Революция в культуре»

В рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла подиумная дискуссия «Революция в культуре», 17 ноября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Участники встречи высказали свои взгляды на влияние революции на искусство, рассказали и поделились отношением к советскому периоду.

Модератор встречи — телеведущий и журналист Леонид Млечин — обратил внимание на «мощный выброс творческой энергии, которая сокрушала в начале XX века все авторитеты, традиции и законы» и отметил, что основой деятельности подлинного искусства является поиск и эксперименты.

Вячеслав Полунин — художественный руководитель созданного им Международного театрально-культурного центра — рассказал о своем творчестве в эпоху перестройки и о проекте 1989 года «Караван мира», который стал своеобразным предвестником падения Берлинской стены.

Рене Герра — гость из Франции, филолог-славист и почетный член Российской академии художеств — был наиболее радикален в высказываниях. В частности, влияние революционных событий 1917 года на культуру он охарактеризовал фразой «нет худа без добра», а оценивая эмиграцию части творческой интеллигенции заявил: «Они уехали, чтобы продолжать служить русской культуре. Их выбор был непростой, но правильный!»

Еще один участник встречи — писатель Артуро Фонтайн из Чили — рассказал о том интересе, который сохраняется к русской революции в странах Латинской Америки и, в частности, о вышедшем недавно романе о Льве Троцком.

В заключительном слове Леонид Млечин посетовал на то, что достижения революции в искусстве были сведены на нет установившимся тоталитарным режимом: «Тоталитарная система создает жесточайший контроль под видом борьбы за идейное искусство».

Помимо прочего, Млечин намекнул на наследование современной власти, якобы тоталитарной по отношению к искусству, политики советских властей: «Уже 100 лет в России звучит это требование: нам нужно идейное искусство. <...> Cистему вот уже 100 лет пугает любое свежее, не шаблонное. Все, что не соответствует шаблону и трафарету, считается чуть ли не порождением пятой колонны».

Напомним, в Санкт-Петербурге проходит VI Международный культурный форум — традиционное событие мирового уровня, в рамках которого проходят различные обсуждения, дискуссионные площадки, подписания международных соглашений и другие значимые для сферы культуры события.

Комментарий редакции

Бросается в глаза одна деталь: обсуждение революции опять было отдано людям, имеющим четкую антисоветскую позицию. Каждый из них по-своему — кто более, кто менее откровенно — транслирует свою позицию слушателям. Непонятно, почему в названии данной встречи используется слово «дискуссия». Дискуссии не было. Советский период был назван «тоталитарной системой», выбор эмиграции был назван «непростым, но правильным». (Здесь хочется спросить уважаемого Рене Герра: получается, выбор Станиславского, Эйзенштейна, Шостаковича, Прокофьева, Шолохова и других гениев был неправильным? Неужели служить русской культуре можно только из-за границы?)

Интеллигенция продолжает разными способами, в том числе через крупные культурные события, демонизировать советский период отечественной истории. Зачем это делается и отдает ли данная часть интеллигенции себе отчет в последствиях такого подхода?

Интересна и попытка господина Млечина установить связь между советской цензурой и действиями нынешних властей. Фразы вроде «уже 100 лет в России» как бы намекают, что никакой принципиальной смены политики в отношении культуры не было. Не является ли это отсылкой к недавним событиям вокруг деятельности режиссера Кирилла Серебренникова? Если так, то к чему призывает Млечин? К вседозволенности, подменяя ею действительный поиск новизны? А как быть с элементарными морально-этическими нормами, которые должны направить культуру на воспитание человека, а не на его развращение?