Госдума приняла в первом чтении исправления «закона о шлепках»


Поправки в Уголовный кодекс, исправляющие некоторые из последствий так называемого «закона о шлепках», приняты 11 января в первом чтении голосами 368 депутатов Государственной думы, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Рассмотренный законопроект удаляет упоминание о «близких лицах» из статьи 116 Уголовного кодекса (о побоях, не причиняющих ущерба здоровью) и тем самым распространяет на родственников нормы о декриминализации побоев, принятые летом. Сейчас физическое наказание ребенка или грубое обращение с супругом грозит 2 годами лишения свободы, при этом примирение родственников не принимается во внимание.

На последнее обстоятельство обратила внимание содокладчик по обсуждаемому вопросу депутат О. Ю. Баталина. Она подчеркнула, что для «близких лиц» остается ответственность: за первый шлепок ребенка будет грозить административный штраф (от 5 до 30 тысяч рублей), за повторный — уголовное наказание в виде штрафа до 40 тысяч рублей, либо обязательных или исправительных работ. Таким образом, в случае принятия рассматриваемого закона сохраняется запрет на физические наказания детей, практикуемые более чем половиной родителей.

Содокладчица это использовала как довод о том, что законопроект не ослабляет борьбу с «семейно-бытовым насилием». В то же время О. Ю. Баталина подчеркнула, что «уголовная ответственность никого не делала терпимее и добрее».

При обсуждении вопроса депутат Госдумы Оксана Пушкина сообщила распространяемые в обществе расхожие цифры об объеме семейного насилия — о том, что якобы каждая третья женщина избивается мужем. ИА Красная Весна сообщала о конференции, в ходе которой была показана ложность этих цифр и указаны их источники, получающие гранты из-за рубежа.

На внесение поправок ко второму чтению предложено дать три дня. Против быстрого рассмотрения выступили депутаты С. Н. Решульский, Т. В. Плетнёва.

От имени фракции КПРФ против законопроекта выступил Ю. П. Синельщиков, мотивировавший свою позицию тем, что шлепки и так не должны подвергаться уголовному преследованию в виду малозначительности (ст. 14 ч. 2 УК РФ), а за серьезные удары, даже без последствий для здоровья, необходимо преследовать. От имени фракции «Справедливой России» за поддержку законопроекта высказался депутат О. А. Нилов, приведя в то же время доводы своего однопартийца А. В. Белякова за дифференциацию состава деяний. При этом вновь были озвучены известные ложные цифры центра «Анна» о 14 000 убитых женах.

Один из инициаторов законопроекта, депутат О. В. Окунева подчеркнула, что близкие лица не могут представлять большей опасности, чем чужие. Окунева сослалась на требование родителей об установлении порога невмешательства в семейные дела, привела примеры ситуаций, когда родители обязаны жестко остановить ребенка в случае опасного поведения.

В заключительном слове Е. Б. Мизулина опровергла прозвучавшие цифры об объеме насилия, связав их с деятельностью НКО.

Ранее родительская общественность добивалась исключения «близких лиц» из статьи 116, однако выражала мнение, что этого недостаточно для восстановления здравого смысла. Идея установления порога невмешательства была высказана в заявлении «Родительского Всероссийского Сопротивления» в ноябре 2016 года, где указывалось, что такой порог нельзя установить строже, чем по принципу «без ущерба для здоровья» — иначе под процедуры разбирательства будет попадать всякая ссадина у ребенка на прогулке.