logo
Статья
/ Сергей Кургинян
Давайте попытаемся представить себе, как волновало нежные умы христианских средневековых рыцарей-монахов, назвавших свой орден орденом Храма Соломона, их проживание в таких таинственно-колдовских священных местах

Судьба гуманизма в XXI столетии

Круг Хуана де ла Корте. Сожжение Иерусалима войсками Навуходоносора. 1630–1660Круг Хуана де ла Корте. Сожжение Иерусалима войсками Навуходоносора. 1630–1660

Утверждение № 1 — тамплиеры не выдумка. Они — исторически существовавшая орденская структура.

Утверждение № 2 — все орденские структуры, то есть организации, состоявшие из монахов, бывших одновременно рыцарями, являются потрясающим нововведением для определенной эпохи. Мы убедились в этом, ознакомившись с восхвалением этого нововведения Бернардом Клервоским.

Утверждение № 3 — не так-то просто осуществлять столь масштабные нововведения в условиях, когда общество любые нововведения принимает с трудом, а противостоит нововведению тысячелетняя традиция, которую приходится буквально ломать через колено.

Утверждение № 4 — при таких ломках не может не возникнуть сложных отношений между предшествующей традицией и осуществляемым с помощью ломки нововведением.

Утверждение № 5 — поскольку в данном случае речь идет о сложности отношений между орденским нововведением и христианской традицией, то созданная с помощью нововведения орденская организация начинает специфическим образом позиционировать себя в рамках существующей христианской традиции. Традиция косо смотрит на нововведение, а нововведение косо смотрит на традицию.

Утверждение № 6 — сложность, а в общем-то и конфликтность (при такой сложности не может не быть конфликтности), отношений между нововведением и конкретной христианской традицией, согласно которой, например, монахи вообще не носят оружие и уж тем более не являются рыцарями, с высокой вероятностью приводит в итоге к сложности в отношениях между орденом как этим нововведением и христианством в целом.

Утверждение № 7 — мы никогда не узнаем, ни прочитав две-три книги (на чем обычно останавливаются люди, которые просто знакомятся с существенными историческими сюжетами), ни прочитав в силу особого интереса к теме аж целую сотню книг (я отношусь, скорее, к этой категории людей), почему французский король Филипп IV и римский папа Климент V на паях осуществляли свирепейшее преследование ордена тамплиеров в период с 1307 по 1314 год.

Ответственно заявляю, что единственный способ получить абсолютно достоверные сведения по данному поводу — это воскресить Филиппа Красивого и папу Климента V и учинить им допрос с пристрастием. Да и то не факт, что они скажут на допросе правду.

Может быть, Филипп IV просто испугался могущества тамплиеров и надавил на римского папу Климента V. А всё остальное, включая многочисленные показания, даваемые тамплиерами на допросах святой инквизиции, — это просто самонаговор, который из тамплиеров выбили пытками.

А может быть, тамплиеры и впрямь отошли слишком далеко от тех христианских норм, которые господствовали в период их преследования.

А может быть, они еще дальше отошли, чем нужно было выколачивающим из них показания инквизиторам, и, давая показания, они просто глумились над инквизиторами?

Любая из этих версий правомочна, и ни одна из них не может быть исчерпывающим образом доказана.

Это фрагмент статьи из газеты «Суть времени»

Полная версия будет опубликована через месяц. Чтобы получить доступ к материалу сейчас, вы можете оформить подписку.

Оформить подписку на газету Суть времени

Купить выпуск в электронном виде

Купить материал в электронном виде