В какой-то момент целью общественного здравоохранения стало не оказать помощь нуждающимся, а разгрузить больницы и поликлиники от пациентов

В чем подвох протестов против реформы здравоохранения в Мадриде? Интервью

Д. Н. Мартынов (1826-1889) «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» (1857)
Д. Н. Мартынов (1826-1889) «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» (1857)

Уже нет никакого сомнения в том, что пандемия прежде всего послужила для перевода общества в некую «новую реальность». Эти слова бесконечно повторялись политиками всех стран, средствами массовой информации, звучали с экранов телевидения. Но «новая реальность» оказалась такова, что даже при таком навязчивом пиаре народ никак не хочет ее принимать и протестует.

Однако если на волне этих протестов одна власть сменит другую, желаемого результата не будет. Та, другая власть, еще активнее будет осуществлять приватизацию общественного здравоохранения и внедрять «телемедицину».

Это хорошо видно на примере Мадрида, где недавно прошли массовые протесты против масштабной реформы общественного здравоохранения, затеянной право-либеральным правительством этого Мадридского автономного сообщества.

На протяжении двух лет пандемии большинство центров неотложной и первичной медико-санитарной помощи (SUAP) Мадридского автономного сообщества простояли закрытыми, поскольку медицинские консультации осуществлялись в основном по телефону. С другой стороны, два года пандемии показали и сделали особенно ощутимыми недофинансирование общественного здравоохранения, а также катастрофическую нехватку врачей, инфраструктуры — результат многих лет приватизаций и оптимизаций здравоохранения по модели государственно-частного партнерства.

К этому нужно прибавить тот факт, что на конец 2021 года Мадридское автономное сообщество было на одном из последних мест среди всех испанских провинций по уровню расходов на здравоохранение. В регионе образовались огромные очереди на консультации к специалистам, на проведение операций и т. д.

Теперь, когда пандемия закончилась и, казалось бы, настал момент, чтобы вновь организовать работу центров неотложной и первичной медико-санитарной помощи, однако не тут-то было! Правительство региона приняло решение сделать основную ставку на телемедицину и с целью разгрузки поликлиник от пациентов объявило о начале «серьезной» и «глубокой» реформы региональной системы здравоохранения.

Президент Мадридского автономного сообщества Изабель Диас Аюсо озвучила свой «конкретный план по сокращению списков ожидания» к врачам и на операции. Она пообещала, что после реформы период ожидания не будет превышать 53 дня.

При этом вину за такое положение дел Аюсо возложила не на свои предыдущие реформы и оптимизации, а на долгожительство граждан:

«Давайте не будем себя обманывать, — заявила Аюсо, — нас всё больше и больше, и мы будем жить все дольше и дольше. Система [здравоохранения] должна оставаться государственной, но она должна быть эффективной. Она также должна заниматься новыми патологиями, которые у нас появились из-за того, что мы живем так много лет».

Еще в конце июня 2022 года министр здравоохранения Мадридского сообщества Энрике Руис-Эскудеро объявил о реорганизации 37 центров неотложной помощи системы SUAP, закрытых во время пандемии. Вместо них было предложено открыть 17 пунктов непрерывного ухода, в семи из которых вообще не было врачей.

Изображение: Вера Родионова © Красная Весна
Больница во время пандемии. Арганда. Мадридское автономное сообщество
Больница во время пандемии. Арганда. Мадридское автономное сообщество

Однако после серьезных гражданских протестов, организованных правительственной коалицией социалистов PSOE и Podemos при поддержке крупнейших испанских СМИ, правительство Мадридского региона (представители правой Народной партии — Partido Popular) пообещало вновь открыть все закрытые во время пандемии центры, как только это будет возможно.

Когда именно наступит этот момент, мадридские власти не уточнили, и надеяться на это вряд ли стоит. Дело в том, что с 2020 года в Мадридском регионе идет пилотный проект по внедрению телемедицины на базе госбольницы «Инфанта Леонор». В рамках этого проекта 700 пациентов лечатся на удаленке. Чтобы освободить как можно больше койко-мест в больницах, гражданам было предложено проходить лечение у себя дома, в то время как специалисты контактируют с больными удаленно.

«После того как пациент поступает на домашнее лечение, команда врачей и медсестер из отделения госпитализации на дому назначает ему индивидуальный план ухода, с учетом его особенностей, анамнеза и патологий, который контролируется с помощью персонализированной цифровой программы», — объяснили в минздраве Мадридского региона.

Изображение: (cc) Populares de Madrid
Глава правительства Мадридского сообщества Изабель Диас Аюсо
Глава правительства Мадридского сообщества Изабель Диас Аюсо

«При помощи датчиков, контролирующих показатели жизнедеятельности, и опросов о симптомах, которые заполняют сами пациенты или ухаживающие за ними люди через мобильное приложение и предоставленные им медицинские устройства, специалисты государственной больницы им. Инфанты Леонор дистанционно следят за состоянием здоровья пациентов в любое время», — поясняет минздрав.

Какие же болезни так собираются лечить? От респираторных инфекций, хронического обструктивного бронхита и воспаления легких до переломов и онкогематологических заболеваний, при которых химиотерапия проводится на дому.

В связи с этими планами 14 ноября 2022 года в Мадриде прошла крупнейшая акция протеста. По данным правительственной делегации в Мадриде, в манифестации приняли участие более 200 тыс. человек. По данным организаторов, на улицы Мадрида вышло более полумиллиона человек. Тем не менее общая картина сложнее, чем «протесты граждан против антинародной реформы», поскольку на раскачку протестов работали крупные СМИ.

Дело в том, что в Испании правящая коалиция состоит из левой Социалистической рабочей партии Испании (PSOE) и ультралевой партии «Унидас Подемос» («Вместе мы можем»). Мейнстримные СМИ, которые из испанских давно превратились в транснациональные, сыграли огромную роль в приходе этой коалиции к власти. Этим силам — правящей левацкой коалиции и крупным СМИ — неугодно оппозиционное региональное правительство Народной партии, поэтому они используют справедливую борьбу граждан против демонтажа общественного здравоохранения в своих политических целях.

Эту ситуацию прокомментировала ИА Красная Весна бывший советник по здравоохранению Мадридского автономного сообщества Анхелес Маэстро:

«Это была одна из самых массовых манифестаций, которые я могу припомнить, по крайней мере после пандемии. Пандемия выдвинула на первый план как раз тему здравоохранения. И не только в Мадриде, но и по всей стране. И все те, кто во время пандемии выходил аплодировать медикам со своих балконов, с удивлением увидели, что именно пандемия и стала предлогом, чтобы закрыть все центры неотложной помощи и сократить медработников, несмотря на существование в Мадриде огромных списков ожидания для диагностики серьезных заболеваний. Если диагноз серьезного заболевания поставлен слишком поздно, то вас, конечно, могут начать лечить, но операция уже, скорее всего, не поможет.

Изображение: (сс) Iniciativa Internacionalista
Анхелес «Нинес» Маэстро на собрании Интернационалистской инициативы в Бильбао 6 июня 009
Анхелес «Нинес» Маэстро на собрании Интернационалистской инициативы в Бильбао 6 июня 009

Если закрывают городские центры первичной медико-санитарной помощи (SUAP), как это планирует сделать Аюсо, 100 — 200 тыс. человек останется без службы неотложной помощи и зачастую даже без больницы. Людям приходится далеко ехать, чтобы получить срочную медицинскую помощь.

Всё это происходит на фоне внедрения цифровизации, которая также тесно связана с пандемией. Бизнес уже перешел на работу на „удаленке“, и теперь хотят ввести телемедицину на всех уровнях, что с точки зрения общественного здравоохранения является ужасной ошибкой. Для этого были произведены сокращения персонала, закрытие центров, организованы телефонные консультации. Всё это, чтобы приучить население к новым типам медицинских услуг.

Возвращаясь к теме манифестации, надо признать, как бы нам это не было больно, но ее массовость была напрямую связана с раскруткой этой темы „прогрессистскими“ СМИ, которые сейчас активно участвуют в предвыборной кампании. Они поняли, что эта тема может стать уникальной возможностью воткнуть нож в спину Диас Аюсо.

К сожалению, это так, и я говорю к сожалению, потому что крупные СМИ находятся в собственности крупных инвестиционных фондов — Black Rock, The Vanguard, The State Street. Например, медиагруппу PRISA, которой принадлежит крупнейшая газета EL Pais, два года назад купил инвестиционный фонд Black Rock. Эти крупные инвестиционные фонды одновременно являются владельцами банков, фондов рискового капитала, и по теме, которая нас здесь занимает, напрямую заинтересованы в приватизации государственного здравоохранения.

Но план приватизации и оптимизации осуществляется уже давно, и эти фонды являются его прямыми бенефициарами. Но сейчас игра идет на предвыборной игровой доске.Теперь они хотят сменить правительство Мадридского автономного сообщества. В моем понимании, этого быстро не произойдет, но это часть их политических игр.

Поэтому, по моему мнению, эта столь массовая манифестация в защиту общественного здравоохранения имеет подвох, так как ни Социалистическая рабочая партия Испании (PSOE), ни левые „Унидас Подемос“ (Unidas Podemos), которые сейчас входят в правительственную коалицию, ни все правительства других автономных сообществ независимо от их партийной принадлежности не упразднили закон, который позволяет осуществлять приватизацию общественного здравоохранения.

Предвыборные игры для смены регионального правительства используют настоящее и праведное возмущение граждан для своих целей. Но никто не атакует корень проблемы — приватизацию здравоохранения.

Итак, в Мадриде пытаются представить, что проблемой является право-либеральная Народная партия. Они говорят народу: „Поменяв правительство на следующих выборах, вы решите все проблемы“. И конечно же, это не так.

В Испании все компетенции в области здравоохранения уже давно переданы на уровень автономных сообществ, включая больницы, поликлиники и пр. Но и в других автономных сообществах закон 15/97 „О новых формах государственно-частного партнерства“ отменен не был. Этот закон позволяет эксплуатацию социальной инфраструктуры разными корпорациями и инвестиционными фондами за счет государственных средств. И это вовсе не зависит от того, какая партия находится в правительстве этих автономных сообществ. Как и Народная партия, PSOE и „Унидос Подемос“ или левые националистические партии, которые правят в регионах вместе с социалистами, делают абсолютно то же самое.

Например, крупные манифестации 2014 года направили на поддержку левой партии „Унидос Подемос“. И именно такую игру мы наблюдаем в Испании уже много лет, с самого начала перехода к демократии после смерти Франко в конце 1970-х годов. Массовое недовольство превращается на выборах в голоса для социалистов, [придя к власти] они делают то же, что и правые, поэтому люди в них разочаровываются и перестают за них голосовать. Тогда побеждает [правая] Народная партия. И так раз за разом всё повторяется уже много лет. В этом вся суть буржуазной демократии».