1. Политическая война
  2. Выборы в Турции
Анна Дюбо / ИА Красная Весна /
Проблемы с молодежью у Эрдогана есть. И они в реальности одни, а властями решаются какие-то другие

Молодежь и Эрдоган. На какие вопросы в Турции не дают ответов


В Турции 14 мая 2023 года пройдут президентские и парламентские выборы. Борьба за избирателей между властями и оппозицией, и так всегда накаленная, достигла своего предела. Как сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, эти выборы будут историческими. Судя по тому, как к ним готовятся, и какого масштаба митинги проводят, сколько всего строится и открывается правительством, это действительно так.

Но предстоящие выборы в Турции являются эпохальными не только для нее самой. Не зря мировая пресса проявляет к ним интерес, всё пытаясь предугадать, кто же победит. Здесь главное — какие последствия повлекут за собой изменения в стране. Турция — важный игрок на международной арене, и при смене власти изменятся отношения с государствами, а значит, и общая международная обстановка.

Эрдоган неоднократно говорил, что намерен строить так называемый «Век Турции» (то есть второе столетие Турецкой Республики, которое качественно превзойдет первое) вместе с молодежью. Что, собственно, на эту молодежь и надеется, что она достроит страну после него.

Он действительно уделяет много внимания молодежи, как и его соперники. И те и другие не скупятся на регулярные очные встречи — например, в университетах со студентами — проводят митинги, обращаются с посланиями в соцсетях. Да и вообще в соцсетях работают много — не на молодежь ли?

Еще студенты иногда получают от государства единовременные выплаты, или некоторые из них могут оформить ежемесячные небольшие пособия.

При этом турецкая молодежь, как и турки в целом (что показало, например, нынешнее голосование турок, проживающих не в Турции), политически активны. То есть политикам, так скажем, есть за что бороться.

На вопрос, заданный молодым людям в Турции в ходе социологического исследования о том, собираются ли они идти голосовать, лишь 2% ответили что «нет», а 89% ждут предстоящих президентских и парламентских выборов, которые пройдут 14 мая 2023 года.

К слову, о цифрах: 13 млн из 62,4 млн избирателей, которые будут голосовать на выборах 2023 года, — это именно молодые избиратели.

Ну, а теперь хотелось бы немного показать, как живет эта молодежь, для которой, конечно, нынешнее турецкое правительство «делает все возможное» и возлагает большие надежды как на продолжателей своей линии и своего дела.

Будут ли турецкие молодые люди голосовать за Эрдогана? Действительно ли у них всё так хорошо, как описывает президент?

Проблемы есть. Но в реальности у молодежи одни проблемы, а власть решает какие-то другие.

Во-вторых, у турецких студентов существуют большие проблемы с жильем. Государство не может обеспечить общежитиями лишь 10% от всех учащихся высших учебных заведений. Другие общежития — далеко не бесплатные. Данная проблема столь остра, что в прошлом году учащиеся вузов в знак протестов выходили спать на улицу.

При этом, Турция — страна капиталистическая и очень предприимчивая. Где спрос, там и предложение. Где спрос, там и повышение цен. В том же Стамбуле (где, кстати, после землетрясений еще повысилась аренда из-за внутренней миграции).

Перед нынешним учебным годом стоимость аренды жилья в турецких провинциях с наибольшей концентрацией студентов выросла более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Неудивительно, что молодежь стала переезжать в общежития.

В мае прошлого года цены на место в общежитии в Стамбуле увеличились на 100% по сравнению с предыдущим годом и студенты, вынужденные съезжать из-за дороговизны аренды со съемных квартир, должны платить за «общагу» от 4,5 тыс. до 12,5 тыс. турецких лир в месяц. В переводе на рубли: от 18 тыс. до 50 тыс.

Где должны брать деньги на жилье молодые люди? У родителей? Работать? А насколько совместима учеба на очном отделении с работой? А если у родителей нет денег? Остается только бросать учебу и оставаться без образования…

Помимо невозможности платить за жилье, некоторые молодые люди не могут платить и за обучение. Особенно в частных вузах, на которых государство пока найти управу не может, да и турецкое законодательство не предусматривает ограничений платы за обучение в частных университетах.

В начале текущего учебного года некоторые вузы подняли цену на обучение на 200%. Известно, что есть университеты в Турции, которые установили на 2022-2023 учебный год плату в размере до 400 тыс. турецких лир (1,65 млн руб.).

Все это привело к тому, что по данным на начало 2023 года, в стране около миллиона студентов из-за бедности оставили учебу и вынуждены пойти работать.

Интересно, что турецкая молодежь, видимо, смотрящая на Запад, раньше ехала учиться за рубеж, чтобы получить более качественное образование. Теперь же молодые люди из Турции ищут в иностранных вузах стипендии и возможности параллельно работать. Из опрошенных в марте 2023 года так ответили 95% респондентов.

Турецкие граждане зачастую уезжают учиться за рубеж из-за тревоги по поводу карьеры и будущего, а также из-за финансовых проблем — это вторая по популярности причина.

Но вы не думайте, что молодые турки могут уехать за границу массово, потому что и с этим есть проблема. Она, конечно, была не всегда. Но обострилась именно в 2022–2023 годах. Параллельно с суровым экономическим кризисом в стране и следующими другими экономическими трудностями.

Сейчас выехать в Европу из Турции не так-то и легко — есть проблема с оформлением шенгенской визы. Высокопоставленные турецкие институты пытаются разрешить этот вопрос и поднимают шум в Брюсселе, но пока, кажется, без особого успеха.

Возвращаясь к молодежи: многим из тех, кто хотел учиться за границей, пришлось расстаться со своими планами в 2022 году, потому что период ожидания визы, который обычно составлял три недели, увеличился до пяти месяцев.

Даже те, кто уже учился в Европе, не смогли продлить свои визы к началу учебного года, потому что сроки оформления документов растянулись до нескольких месяцев, тогда как раньше это можно было сделать за неделю.

Главный соперник Эрдогана, кандидат в президенты от турецкого оппозиционного альянса Кемаль Кылычдароглу, выступая недавно перед молодежью, призвал ее «положить конец авторитарному правительству демократическими средствами».

Но уверен ли он, что если оппозиционеры придут к власти, и создадут, как он считает, неавторитарное правительство, они смогут решить гору экономических проблем в стране, — и в том числе помочь молодежи, которая, в первую очередь страдает не от гнета авторитарной власти, а от того, что не может иметь свободного доступа к образованию и работе?

Перед турецкими политиками накануне выборов стоит непростая задача, но после выборов эта задача будет сложнее. Ведь всей этой многомиллионной массой горячих, политически заряженных молодых турок придется как-то управлять. И есть большая вероятность, что долго они со всеми своими социальными невзгодами мириться не будут, а начнут требовать каких-то гарантий, выполнения данных обещаний.