Если в Молдавии не произойдут радикальные изменения, включая полное «восстановление управления» (что означает разрыв с коррумпированными и олигархическими практиками прошлого), то страна обречена стать «домом отдыха» для тех, кто уехал, и «домом престарелых» для тех, кто остался.

Balkan Insight: миграция населения убьет Молдавию?

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Отток населения Молдавии
Отток населения Молдавии
Отток населения Молдавии

Автор статьи — обозреватель журнала Economist Тим Джуда. Статья написана для проекта Balkan Insight. Автор рассматривает текущую демографическую ситуацию в Молдавии и видит в ней признаки глубокого кризиса. Население страны стремительно сокращается, люди уезжают целыми семьями как в Европу, так и в Россию. Каким образом Молдавия пришла к такой ситуации? Куда именно и в каких количествах уезжают люди? Выдержит ли государство отток населения или Молдавия перестанет существовать? Читайте ответы на эти и другие вопросы в переводе от ИА Красная Весна.

Если для стран, расположенных между Черным морем и Адриатикой, проблема сокращения населения является драмой, то в Молдавии это трагедия. Начиная с 1989 года, население страны сократилось практически на треть; через 15 лет от него может остаться только половина.

С точки зрения демографии, это наихудшие показатели во всей Европе. Чудовищное сокращение населения уже привело к серьезным проблемам, таким как нехватка рабочей силы и недостаток специалистов, например врачей.

Подобные трудности возникают и в других частях посткоммунистической Европы, но Молдавия отличается тем, что сокращение населения в ней обсуждают, как вопрос выживания.

Со момента обретения независимости в 1991 году, Молдавию одолевают политические потрясения, бедность и коррупция в крупных масштабах. Страна поделилась на тех, кто хочет, чтобы ее будущее было связано с Европой и Западом (включая тех, кто хочет объединения с Румынией), и на тех, кто хочет быть ближе к России.

Когда министр иностранных дел Аурелиу Чокой говорит, что у страны есть около десяти лет, чтобы решить свои проблемы, он имеет ввиду в том числе и проблему сокращения населения. «Наша миссия, — сказал Чокой в интервью BIRN, — убедиться, что государство сохраняет жизнеспособность».

До июля 2019 года самая большая проблема молдавской демографии заключалась в том, что не существовало надежной статистики. Благодаря новым оценкам эмиграции, численность населения на 1 января 2019 года составила 2,68 млн. Это значит, что за один год население сократилось на 1,8% — значительная потеря.

Через год население Молдавии снова сократилось. Цифра за 2019 год не включает жителей Приднестровья, но если включить их примерное количество, то численность населения во всей Молдавии составит порядка 3 млн человек.

Исследование Фонда народонаселения ООН и Центра демографических исследований Молдавии показывает, что к 2035 году население страны без учета Приднестровья сократится до 2,08 миллиона человек, что на 22,38% меньше, чем в 2019 году.

Если предположить, что население Приднестровья также сократится на четверть до примерно 300 000 человек, то с 1989 года население всей страны сократится на целых 45 процентов.

В 1991 году, еще до развала Советского Союза, несколько тысяч молдавских евреев смогли уехать в Израиль; их эмиграция существенно набрала обороты в начале 90-х. От некогда огромного бессарабского сообщества остались крохи. В начале 90-х другие этносы, особенно русские и украинцы, присоседились к тому, что называется эпохой «этнической миграции».

Еще десятки тысяч людей были вынуждены переехать или уехать за границу в результате насильственного конфликта 1992 года, когда Россия поддержала независимость Приднестровья (автор излагает западную версию конфликта, игнорируя агрессию Молдавии против мирного населения Приднестровья, которое Россия защитила, — прим. ИА Красная Весна).

Открытие границ и коллапс старой советской экономики привели к тому, что многие молдаване поехали за границу в качестве мелких торговцев, а не мигрантов. В 1998 году дефолт в России накрыл регион взрывной волной и молдаване начали массово уезжать жить в крупные города России, где была сезонная работа, в особенности на рынках, стройках и в других местах.

Тогда же молдаване впервые отправились на Запад; многие нашли нелегальную работу, в основном в Италии, так как им было проще выучить итальянский, поскольку румынский (или молдавский, как его порой называют) является латинским языком.

Для поездки в Россию виза была не нужна; достать визу для западных стран было трудно. И хотя Румыния упростила молдаванам получение гражданства, поначалу в этом не было никакого смысла, поскольку румыны так же не могли ездить на работу на Запад. Болгария выдала паспорта небольшому количеству молдавских этнических болгар, а также представителям гагаузской общины.

Амнистия в Италии в 2002 легализовала незаконно работавших молдован и дала им возможность привезти свои семьи. Это стало первой крупной легальной эмиграцией в западную страну. В 2007 Румыния присоединилась к Евросоюзу, но румынам еще сколько-то лет было нельзя легально работать в ЕС.

И все же, те молдаване, которые получили румынский паспорт, могли работать там же, где могли румыны. Однако, в этом случае в зарубежной статистике они проходили как граждане Румынии и отследить их число было невозможно.

В 2014 году молдаванам разрешили ездить в страны европейской Шенгенской зоны без виз. Это означало, что при желании все, у кого не было румынского или болгарского паспорта, теперь могли поехать в ЕС и работать там нелегально.

Сегодня представляется чрезвычайно трудным определить, где находятся молдаване за рубежом. Поскольку не существует определения того, кого считать за члена диаспоры, то ее численность колеблется от 800 000 до двух миллионов. До середины двухтысячных годов молдаване чаще уезжали в Россию. Но теперь перевес находится на стороне тех, кто уезжает жить и работать на Запад.

Молдавские женщины в основном уехали в Италию, чтобы работать badanti, присматривая за пожилыми людьми. Поначалу они оставляли своих детей с бабушками и дедушками. В то же время, мужчины в основном уезжали работать в Россию.

В 2019 году в Италии насчитывалось в два раза больше молдавских женщин, чем мужчин. С тех пор баланс мог измениться, поскольку всё больше молдаван стали жить и работать за границей в качестве румынских граждан.

По словам социолога Вадима Пистринчука, примерно полмиллиона молдаван живут в России, многие имеют российское гражданство. По данным министерства иностранных дел Румынии, еще полмиллиона молдаван имеют румынское гражданство. При этом считается, что половина из них живет в Румынии.

Итальянская статистика говорит, что в стране живет 125 285 молдаван, но никто не знает, сколько их среди 1,2 млн румын, зарегистрированных в Италии, или какое количество молдаван среди 1,78 млн граждан Румынии, зарегистрированных в Испании, Германии и Великобритании.

По словам израильского эксперта Элиаху Бен Моше, помогающего Национальному бюро статистики получить достоверные данные, необычным является не столько большое количество уезжающих молдаван, сколько огромное количество тех, кто приезжает и уезжает.

Например, в 2017 году 159 000 молдаван выехали из страны, но вернулось около 110 000, что означает чистую потерю 49,400 людей. В 2016 году уехало 153 200, но вернулось 107 200, что говорит о чистой миграции почти что 46 000 человек.

Уезжают в основным молодые, хотя растет число тех, кто уезжает целыми семьями. В 2017 страну покинули 5% мужчин в возрасте 20–24 лет; за последние пять лет уехало 20% от этой возрастной группы.

«Это исход, — сказал Бен Моше. — Мы говорим об очень высоком уровне эмиграции».

Бен Моше добавил, что эти цифры не показывают «безумное» число людей, пользующихся дешевыми авиарейсами, и ту легкость, с которой они могут путешествовать и работать за границей в течение коротких периодов времени в несколько месяцев, оставаясь в результате резидентами Молдавии.

По его словам, количество людей, живущих таким образом, настолько велико, что «они бросают вызов основам миграции» и что он видит в этом «новый способ ездить на работу».

Нетрудно понять, почему так происходит.

Государственный служащий среднего уровня рассказала, что ее муж работает в гостинице в пригороде Лондона и учится на программиста, что является его основной профессией. Они посчитали, что если он останется вдали от семьи, то они смогут оплатить 30-летнюю ипотеку за два года.

Высокий уровень эмиграции означает, что в Молдавии возникает нехватка рабочей силы. Однако часто работа есть там, где проблемы безработицы нет.

Молдавские работодатели обнаружили, что люди, легкие на подъем, вместо того, чтобы переехать туда, где есть работа, и снять жилье, едут за границу и снимают жилье там, потому что плата, условия жизни и карьерные возможности за рубежом намного лучше.

Это значит, что число людей, непосредственно находящихся в стране, может быть гораздо ниже, чем 2,68 млн. А это первая за многие годы достоверная оценка численности населения Молдавии на территории, подконтрольной правительству.

Нехватка рабочей силы означает, что фермеры не могут найти достаточно людей, чтобы собрать урожай, в том числе на виноградниках, которые дают Молдавии ценные доходы от экспорта вина и коньяка.

Узбеки и казахи, которые не могут работать в ЕС, приезжают в Молдавию, в том числе в Приднестровье, в качестве сезонных рабочих.

Похожее перемещение происходит с молдавскими врачами, которые занимают места румынских врачей, уехавших в Западную Европу. Но в последнем случае, их должности дома остаются пустыми.

В 2018 году около 600 врачей подали документы в министерство здравоохранения для получения разрешения работать за рубежом, рассказал Пистринчук.

Многим лучшим умам Молдавии не нужно беспокоиться об этих формальностях. По словам заместителя директора Национального института экономических исследований Ольги Гагауз, в Молдавии насчитывается около 100 000 студентов, еще 25 000 молдаван учатся за границей. Закончив учебу, «многие не возвращаются», говорит она.

Субботним утром в Тирасполе, небольшой столице Приднестровья, пустыннее, чем в Кишиневе. Но и здесь, как в столице Молдавии, есть объявления и офисы агентств, которые находят рабочих для компаний в ЕС.

Между мировыми войнами большая часть того, что сейчас является Приднестровьем, была частью Советского Союза, в отличие от остальной Молдавии, которая была частью Румынии.

Чтобы получить румынский паспорт, гражданам Молдавии надо доказать, что их предки жили в Румынии до 1940 года. А значит, в Приднестровье, по сравнению с Молдавией, совсем немногие могли получить румынский паспорт и предпочли ездить на заработки не на Запад, а в Россию.

Однако, более высокая заработная плата привлекает их работать либо по специальным разрешениям в ЕС, либо нелегально в Польше, Чехии или других странах с помощью молдавского паспорта.

В 2015 году в Приднестровье, согласно переписи населения, проживало 475 373 человека, из которых 70 587 «временно отсутствовали».

Политический географ Приднестровского государственного университета им. Шевченко Андрей Кривенко сказал, что эти данные отражают «более-менее реальную картину» и подчеркнул, что других данных нет. Гагауз считает, что население Приднестровья на сегодняшний день составляет примерно 350 000 человек.

Статистику собирают, когда кто-то вылетает из аэропорта Кишинева или пересекает границу, подконтрольную правительству Молдавии. Пограничники Приднестровья не ведут никакой статистики, да и не могли бы, разве только если что-то записывали бы вручную, поскольку приднестровские паспорта не являются биометрическими и, будучи непризнанными, они не действительны для поездок в любые места.

От Молдавии до Хорватии эмиграция составляет только одну сторону демографической проблемы. Другая сторона заключается в низкой рождаемости и старении населения. До июля официальная статистка Молдавии была неточной в связи с тем, что она рассчитывалась с учетом гораздо большего числа местного населения, чем на самом деле.

Считалось, например, что в среднем на одну молдавскую женщину приходится 1,28 ребенка, что делало уровень рождаемости в Молдавии одним из самых низких в мире.

Теперь этот показатель был пересчитан и равен 1,82, что меньше 2,1, необходимых во избежание убыли населения, но больше, чем румынские 1,71 и больше, чем средний показатель по ЕС в 1,59.

Тем не менее, с 1999 ежегодно умирает больше молдаван, чем рождается, а значит население страны сокращается даже без эмиграции.

В 2018 году на подконтрольной правительству территории родилось 34 738 человек, а умерло 37 303.

Перерасчет численности населения показал, что ожидаемая продолжительность жизни в Молдавии оказалась ниже, чем предполагалось. Сегодня она составляет 70,6 лет, но между мужчинами и женщинами есть большая разница.

Ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет 66,2 года, а женщин — 75 лет.

Сходные показатели наблюдаются в России, Белоруссии и на Украине, в особенности для мужчин. Это результат плохого питания, алкоголизма и курения.

По словам Эдуарда Михаласа из Фонда народонаселения ООН, пожилые люди, значительная часть которых зависит от денежных переводов, являются наиболее уязвимой и подверженной бедности группой в Молдавии.

В то время как везде в Европе население стареет, ситуация в Молдавии не такая драматичная. Она не будет такой, как во многих других странах, поскольку многие уезжают за границу целыми семьями, а значит доля пожилых людей в будущем будет меньше.

Во всех странах Европы проблема миграции имеет глубокие и долговременные политические, экономические и социальные последствия.

С другой стороны, современные молдаване, как ни одно поколение до них, считает Бен Моше, могут свободно передвигаться и уезжать в другие места за лучшей зарплатой, образованием и условиями жизни. «Они пользуются благами глобальной экономики», — добавил он.

Для Пистринчука обратной стороной является то, что если в Молдавии не произойдут радикальные изменения, включая полное «восстановление управления» (что означает разрыв с коррумпированными и олигархическими практиками прошлого), то страна обречена стать «домом отдыха» для тех, кто уехал, и «домом престарелых» для тех, кто остался.