Будет ли в России новая революция? Интервью
Великая Октябрьская социалистическая революция дала России смену элиты, гуманное и действительно демократическое устройство государства, всеобщее образование, переход на новый технологический уровень.
Советская власть создавала условия для всесторонне развитой гармоничной личности, решала вопрос восхождения человека к человеку-творцу. Творческая работа должна стать центром жизни человека. Об этом и многом другом политолог, доктор политических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Сергей Черняховский побеседовал с ИА Красная Весна в преддверии 104-й годовщины Великого Октября.
ИА Красная Весна: Что революция дала России и миру?
Черняховский: Если всё перечислять, то на это уйдет не один день. Великая Октябрьская социалистическая революция дала мировую революцию на самом деле. Считалось, что идея мировой революции себя не оправдала, но мы не можем отрицать, что весь мир изменился, увидев риски отказа от изменений и достоинства социалистического общества.
России революция дала смену элиты, гуманное и действительно демократическое устройство государства, всеобщее образование, переход на новый технологический уровень.
Когда говорят, что в ходе мировой войны пали четыре империи — это неправда. Потому что разрушено было три империи. Империя как форма государственного образования России сохранилась. У нас сменилась элита. Была выродившаяся — пришла новая, более молодая. То есть прошла ротация. К власти пришли более молодые и дерзкие силы, которые бросили все свои силы на развитие страны и общества.
Была практически полностью восстановлена целостность страны при ином более динамичном внутреннем государственном устройстве. Было гарантировано развитие всех народов. Было гарантировано движение в научно-техническом плане. Если перечислять все институты, которые были созданы в ходе революции и Гражданской войны, то всей беседы не хватит.
На самом деле, основы атомной и космической программы были заложены после революции и по инициативе Ленина, как бы это парадоксально не казалось. Говорится, что это произошло при Хрущеве, Сталине. Но основу заложил именно Ленин, инициатива принадлежала именно лично ему.
Был создан новый тип человека. Немецкие генералы, которые воевали против страны Советов в 1941 году, говорили, что они воюют с другими солдатами, не солдатами 1914 года. При всех плюсах традиционного русского солдата, немцы признавали, что они воюют против солдат, которых значительно сложнее побеждать.
Мы дали ориентиры и для капиталистических стран. На нас равнялся почти весь мир. Капиталистический лагерь брал с нас пример. Капитализм не взорвался, потому что стал использовать с конца 20-х годов опыт социализма в значительной степени. То есть даже капитализм стал новым после Мировой революции, которая началась в России.
ИА Красная Весна: Государство социального благосостояния или «Социальное государство». Сейчас это так называют.
Черняховский: Это одно из названий, но дело далеко не в этом. Поскольку изменения произошли во всем капиталистическом обществе. Тут и вынужденный учет построения низов общества, и развитие научно-технического прогресса, и переход в основном к плановой организации экономики, потому что рыночная организация не могла обеспечить конкурентоспособность со странами соцлагеря. Она для решения этой задачи не подходит.
В принципе, не произойди в России революция, мир пришел бы к установлению темной, мощной олигархической диктатуры. О чем еще в 1908 году писал Джек Лондон в своей «Железной пяте». Он писал о надежде людей на мирную смену с капиталистической формации на социалистическую, а на самом деле пришла железная олигархическая пята, которая утвердилась на 300 лет. Понадобилась серия достаточно трагических восстаний, чтобы этому положить конец.
Это чистая правда, потому что мы видим, что с середины 20-х годов в государствах Европы к власти постепенно приходят фашисты, которые, кстати, во многом опирались на свой пролетариат. Какое государство было нефашистским в это время? Чехословакия, которую тут же разрушили, еще Югославия и Франция, которую разгромили. Польша, Венгрия, Болгария, Германия, Италия, Испания, Португалия, Норвегия, Финляндия и так далее, и так далее — во всех этих странах утвердился фашизм в том или ином виде. Это тень, которая наползала на весь мир. Благодаря тому, что была Октябрьская революция и советский опыт — всё это было преодолено, а мир оказался спасен от надвигавшейся на века олигархической диктатуры.
Люди страны Советов почувствовали, что они являются строителями самого авангардного государства, задающего вектор развития для всего человечества. Они чувствовали ответственность за людей всего мира на себе.
ИА Красная Весна: Что Россия и мир потеряли в результате краха советского государства?
Черняховский: Россия потеряла очень многое: качественное образование, качественное здравоохранение, опережающее развитие науки и техники, культуру, уважение соседей, форпосты общества познания и созидания, основы которого были заложены в советское время. Посмотрите, что исследуют сегодня отечественные философы — не проблемы нового века, они перечитывают русскую консервативную литературу стопятидесятилетней давности.
С другой стороны, у контрреволюции всё-таки не хватает возможностей изничтожить всё, что принесла революция. Поскольку она вынуждена опираться на часть достояния революции. Если правда то, что все Великие революции заканчивались Реставрациями, то правда и то, что все Реставрации сменялись новыми Революциями.
Революция заканчивается не тогда, когда расстреливают контрреволюционеров и отрубают голову королю, и даже не тогда, когда отрубают голову главному революционеру, и не тогда, когда устанавливается контрреволюционный террор. Она заканчивается тогда, когда решаются задачи и проблемы, которыми она вызвана.
Мы можем посмотреть, как это было в Англии, с несколькими десятилетиями пертурбаций, во Франции, где до утверждения политической демократии прошло 86 лет с момента взятия Бастилии, но и немногим меньше перед переходом на новый технологический уровень индустриального общества.
Вот сейчас нам нужно поставить вопрос: решены ли те проблемы, которые поставлены Великой Октябрьской социалистической революцией или не решены?
Если они решены, значит, революция закончилась и новой не будет. Если они не решены, значит, революционные потрясения будут продолжаться до тех пор, пока эти задачи не будут решены.
ИА Красная Весна: Кто формулирует вопрос, на который должно ответить революционное общество?
Черняховский: Вопрос формирует история. Лучше, когда находится идеолог, который это может выразить. Хуже, когда этого идеолога нет. Но еще лучше, если идеолог создает идеологию, партию и так далее. Всё это может удаться, а может не удаться.
Вопрос в другом. Эпоха рождает требования. Вот какое требование породило Великую Французскую революцию? Если брать по-простому, то это требование перехода к политической демократии, требование перехода общества к индустриальному производству.
Что в конечном счете породило Великую Октябрьскую революцию? Это требование перехода к социальной демократии, хотя это может быть не точной формулировкой. Но совершенно точно, что революция порождена требованием перехода к обществу, в котором человек может развиваться, восходить. И как база для этого — переход к новому постиндустриальному технологическому типу производства. Это то, насколько мы можем оценить.
Вот когда это решается, тогда революция заканчивается. Дело не в том, как мы будем это оценивать, а в том, как и куда исторические толчки прогресса будут вести наше общество. Если ответа на этот вопрос не будет, то мир будет трястись постоянно и может оказаться этими толчками уничтожен.
ИА Красная Весна: Что приобрела Россия в результате краха Советского проекта?
Черняховский: Наша страна и наш народ — только потеряли. Страна потеряла промышленный потенциал, территорию, авторитет в мире. Почему с нами смеют разговаривать так, как никогда не смели разговаривать с Советским Союзом? Не только потому, что Советский Союз был сильнее. Во многом потому, что в мире, особенно американцы — не уважают тех, кто отрекся от своей базовой идеи. Американцы от своей идеи не отреклись, они начинают отрекаться, но еще до конца этого не сделали. То есть свою целостность они сохранили. А сам факт отказа России от целостности — это уже большое черное пятно на ее имидже.
Если говорить о народе. То если позднесоветское общество можно назвать — обществом всеобщей зажиточности, то российское общество — это общество всеобщей бедности.
Есть те, кто приобрел. Это примерно 3% населения, которым принадлежит 70% собственности в стране. Причем, если бы они приобрели таким образом, чтобы у всех что-то прибавилось, а у них прибавилось больше всех — это один разговор. Но произошло так, что одни стали жить резко лучше, а другие — резко хуже. Последних оказалось абсолютное большинство.
Большинство населения просто проиграло. Это так. Посмотрите на текущий уровень зарплат в соотношении с уровнем цен, уровень жизни и все остальное.
Страна потеряла такое количество жизней, которое сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне. Только тогда отдавали жизни за то, чтобы сохранить суверенитет, спасти мир и подняться к вершинам мирового могущества, а в постперестроечную эпоху страна потеряла людей наряду с уничтожением собственного потенциала и уважения в мире.
ИА Красная Весна: Корни социальной напряжённости в современной России уходят в 1917 год или имеют другой источник?
Черняховский: Ее корни в конечном счете в тех же проблемах, которые породили 1917 год. Ее корни объективно в том, что в результате контрреволюции мы отодвинулись назад от того уровня развития социума, который был достигнут в Советскую эпоху.
А вообще Ефремов выделяет закон, который он называет «Барьером Синед Роба», согласно которому общество, овладевшее высокими технологиями, но не достигшее определённого социально-морального состояния, характерного для социализма и коммунизма, — с неизбежностью обречено на самоуничтожение. Если такое общество овладевает новыми технологиями, оно не может в полной мере ими воспользоваться и уничтожает себя собственным технологическим могуществом, взрывает себя своими внутренними конфликтами
ИА Красная Весна: Как сейчас можно сформулировать вопрос, стоящий перед российским обществом?
Черняховский: Перед российским обществом стоит масса вопросов и проблем. В частности, восстановление территориальной целостности, восстановление зоны своего влияния, восстановление производственных сил, которые были к 90-му году. Потому что нынешняя Россия экономически слабее России 90-го года.
А если говорить в целом, то какая задача решалась советской властью? Создание условий для всесторонне развитой гармоничной личности. Если говорить более поэтическим языком, то решался вопрос восхождения человека. Восхождения человека от этого инфернального животного мира к миру, когда человек становится творцом, когда самая интересная для него творческая работа становится в центре его жизни. А его жизнь подчиняется не закону выживания, а законам познания и созидания. Это главный вопрос и главная потребность человека.
Совершенно очевидно, что с той экономикой и политикой, которая действует сейчас в России, эту ключевую проблему решить никак нельзя.