«Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь»

США: русские имеют позиции в Арктике, но им там не место

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Противостояние в Арктике
Противостояние в Арктике

Соединенные Штаты не располагают ледокольным флотом, способным конкурировать с арктическими судами России, сообщил телеканал NBC News. 4 декабря это сообщение NBC News прокомментировали многие российские информационные ресурсы, например, «Военное обозрение» и телеканал «Звезда».

Выступление сотрудницы канала NBC News Сабрин Шанкман стало очередным этапом информационной кампании, развернутой в США. Цель, которую в данном случае преследуют североамериканские СМИ, — обеспечить общественную поддержку действиям Белого дома. Официальный Вашингтон в данном случае стремится к контролю над Арктикой. Конгрессмен Джон Гараменди считает, что перед США стоит серьезная проблема, которую американский политик сформулировал так: «Мы лишились будущего главного морского пути между Азией и Европой». Джон Гараменди утверждает, что обстоятельства складываются неблагоприятно потому, «что США проигнорировали Арктику». Следовательно, в этом стратегически важном регионе Земли «контроль над океаном мы уступим России и Китаю».

Публикации в рамках этой информационной кампании возникали на страницах СМИ и раньше. В качестве примера можно привести материал, на который сослался 30 января 2018 года «Московский комсомолец» в заметке «У США есть только один ледокол».

Суть всех сообщений сводится к тому, что Соединённые Штаты располагают только двумя судами ледового класса. Из них только один, «Полярная звезда», является ледоколом. Второе судно «Хили» предназначено для сбора научной информации в арктических водах и ледокольные работы выполнять не в состоянии. Телеканал NBC News стремится обратить внимание своей аудитории на тот «драматический» факт, что на один старый и постоянно нуждающийся в ремонте ледокол США приходится сорок пять российских. Причем ледоколы РФ вполне современны и способны справиться со стоящими перед ними задачами.

Отметим, что, действительно, в районе Арктики Россия уже имеет значительное количество ледоколов. Кроме того, РИА Новости и ТАСС сообщали, что в строй в ближайшем будущем должны войти совсем новые суда. Это дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» и атомный ледокол «Арктика», способный справиться с ледовым покровом до 3 метров толщиной. Арктический флот пополнит ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс». Знакомя с этой новинкой журналистов, директор Арктического и Антарктического НИИ Александр Макаров рассказал, что это «новое специальное судно», и оно «позволит нам на ежегодной основе проводить дрейфующие исследования».

Проводить исследования Северного Ледовитого океана и добывать богатые углеводородные ресурсы высоких широт, о которых постоянно пишут отечественные и зарубежные СМИ, можно будет и при помощи стационарных ледостойких платформ. Первая такая платформа российского производства, как сообщали РИА Новости и ресурс GO ARKTIK, будет заложена в 2019 году на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге. Кроме того, среди российских ледоколов появятся настоящие боевые корабли. В 2020 году в строй войдет многофункциональный патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин». Ледовый покров толщиной до 1,5 метра не будет для него препятствием.

45 ледоколов, согласно данным западных СМИ, уже имеющихся в распоряжении России, и еще 11, находящихся на стадии проектирования, стали причиной серьезной обеспокоенности для США. The Times в августе 2018 года информировал о проекте, который позволит Соединенным Штатам пополнить ледовую эскадру. Первый корабль встанет в строй в 2023 году. Бюджет в сумме $717 млрд позволит обрести шесть ледокольных кораблей. Согласно информации, озвученной адмиралом Карлом Шульцем, возглавляющим береговую охрану Соединенных Штатов, три ожидаемых ледокола «должны быть тяжелыми судами». Однако такие меры не могут успокоить тревогу представителей ВМФ США, выступающих с критикой в адрес Пентагона. Повод для беспокойства имеется.

Китайская Народная Республика, к примеру, довольно энергично осваивается в полярных морях. Пекин намерен развивать международные контакты и прокладывать новые торговые маршруты. Один из таких китайских проектов носит название «Полярный шелковый путь». Руководство КНР прокомментировало свою инициативу следующим образом: «Китай намерен развивать добычу нефти, газа, минеральных ресурсов и неископаемых видов топлива, а также развивать рыболовство и туризм совместно с арктическими государствами, уважая традиции и культуру коренных жителей этого региона и принимая меры для защиты окружающей среды».

КНР имеет в своем распоряжении ледокол «Сюэлун», 26 сентября это судно успешно завершило экспедицию в район Северного Ледовитого океана. Поход длился 78 дней, в ходе которых 128 ученых провели многочисленные исследования. Отметим, Китай достиг существенных успехов — 10 сентября ИА REGNUM сообщило, что на воду спущен «Сюэлун-2». Если первый ледокол «Сюэлун» был построен на верфях Херсона, то его собрат создавался китайскими кораблестроителями.

Арктический регион привлекает многих, поскольку становится доступнее. Счетная палата США провела исследование, в котором утверждается, что, «согласно данным Национального информационного центра, с 1981 года площадь морского льда в Арктике сократилась».

Многие СМИ сообщают, что ледовый покров тает, и что наметился рост средней температуры, а следовательно, богатейшие природные кладовые оказываются более досягаемыми, чем ранее.

Как сообщало РИА Новости, Минприроды, оценивая богатства российской Арктики, называет цифру в 258 миллиардов тонн условного топлива. Отметим, речь идет о так называемых «начальных извлекаемых суммарных ресурсах». Нефть в российской арктической зоне, согласно данным геологов, есть в количестве 7,7 миллиарда тонн, кроме того, там находится 67 миллиардов кубов природного газа. Разработку месторождений углеводородов Россия готова проводить совместно с КНР. По информации телеканала «Звезда», опубликованной 29 ноября, глава «Роснефти» Игорь Сечин выступил с соответствующим предложением в Пекине.

Нельзя обойти вниманием и другие ресурсы высоких широт. Так, по информации ТАСС, участники V международной конференции «Рыболовство в Арктике», прошедшей в Мурманске, сообщили о больших перспективах района Карского моря. Там открываются широкие возможности для шельфового рыболовства, поскольку местная экосистема устойчива и сбалансирована, кроме того, там возможен промысловый вылов редких видов рыб.

Районы, богатые природными ресурсами, естественно, привлекают внимание, но нельзя не упомянуть и то, что у США есть повод для сугубо научного интереса к российскому сегменту Арктики. Как утверждает издание Nature Communications, наблюдаемое учеными летом и зимой повышение температур в арктических владениях России и Канады не пройдет бесследно для США. На территории Соединенных Штатов в северо-восточных районах климат станет более суровым. В зимнее время температуры будут опускаться ниже привычных величин, увеличится количество выпадающего снега. Пока ученые не могут однозначно подтвердить или отвергнуть данную климатическую гипотезу, о чем сообщили РИА Новости 13 марта 2018.

Однако научные интересы, к сожалению, уступают в приоритетности соображениям коммерческой выгоды при оценке значения арктических территорий. Богатые ресурсы — практически всегда повод для соперничества.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, Дания претендует на акваторию площадью 895 тысяч квадратных километров. В этом случае датские морские владения включат в себя и подводный хребет Ломоносова. Эту подводную гряду Россия считает принадлежащей себе.

Уже упомянутое исследование климатических изменений в арктической зоне, опубликованное Счетной палатой США, содержит важный вывод: «Это способствует наращиванию коммерческой деятельности в регионе, что вместе со спорами о суверенных правах может потребовать от США нарастить в Арктике присутствие своих ВС». Счетная палата США опубликовала документ, вполне четко демонстрирующий умонастроения истеблишмента Соединенных Штатов: «В 2018 году Министерство обороны США обновило Стратегию национальной обороны, подчеркнув необходимость сдерживания агрессии со стороны России и Китая: обе эти страны проявляли интерес к Арктике». Отметим, в качестве агрессии Вашингтоном рассматривает проявление интереса к Арктике. То есть к району, где, предположительно, находятся 13% пока не открытых нефтяных, и 30% газовых месторождений. Здесь ожидают обнаружить золото и платину, цинк и никель.

Соединенные Штаты готовятся к «горячей» фазе конкуренции за один из самых холодных регионов мира. Это подтверждает председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд, 6 ноября заявивший: «Потенциально Арктика может превратиться в арену конфликта».

Отметим, что сосед и союзник США, Канада, оснащает свой ВМФ кораблями, приспособленными для решения боевых задач в арктической зоне. По информации телеканала CTV, судостроительная компания Irving Shipbuilding, получившая в 2015 году соответствующий военный заказ, 5 октября представила первый образец своей продукции. Первый из шести кораблей арктического класса спущен на воду, верфи компании продолжают работу над двумя его собратьями.

Необходимо обратить внимание, что проблема отсутствия необходимого количества кораблей ледового класса не мешает армии и ВМФ, а также политическому руководству США расширять свое военное присутствие в Арктике. Примером могут послужить учения НАТО, получившие наименование Trident Juncture — 2018, начатые 25 октября и продолжившиеся до 7 ноября. Действия развивались как на суше, так и на море, в Арктике появился авианосец Соединенных Штатов Harry S. Truman. Таких визитов американские ВМФ не осуществляли почти 27 лет. Боевая учеба сил Североатлантического блока превзошла по масштабам все подобные мероприятия, проходившие в последние годы. Впечатляет количество участников — 31 страна отправила свои воинские контингенты в Норвегию, где были развернуты учебные боевые действия. Украина, Швеция, Финляндия и Чехия в соответствии с легендой учений тоже приняли участие в защите от агрессии «большой страны». Часть стран, приславших войска, формально не являются членами блока НАТО.

При этом для Чехии эпопея, связанная с участием в военных тренировках в арктической зоне, не закончилась после того, как завершились Trident Juncture. Полномочный представитель США настоятельно рекомендовал Праге продолжить участвовать в «северных приключениях». На этот раз Вашингтону нужны не солдаты, а деньги. Чешские вооруженные силы должны быть готовы противостоять «российской агрессии» в Арктике. А значит, необходимо серьезно увеличить военные расходы. Такая рекомендация содержится в документе МИД Чехии, с которым ознакомился корреспондент RT. Данный документ является обзором результатов Х Международного симпозиума «Переосмысление будущего». Подготовлен этот аналитический труд человеком опытным, хорошо знакомым с чешской проблематикой, поскольку он занимал пост главы миссии американского посольства в Праге. Речь идет о экс- сотруднице Госдепа США Мэри Томпсон Джонс, которая и составила документ, содержащий особые рекомендации. Чехии надлежит «вместе со странами Крайнего Севера и Арктики, также состоящими в НАТО, противодействовать российской агрессии». На «агрессоров» из России предписано воздействовать «не морскими средствами при помощи сухопутных и военно-воздушных сил». И, разумеется, такая стратегия потребует конкретных действий, например, таких: «Чешская Республика должна увеличить оборонные расходы».

Отметим, что не только Чехия, чья территория расположена довольно далеко от арктической зоны, но и такая северная страна, как Финляндия, крайне неоднозначно воспринимает инициативы официального Вашингтона.

Да, ВС Финляндии принимали участие в масштабных учениях Trident Juncture. Кроме того, отдельные представители СМИ этого государства позволяют себе откровенное хамство, о чем писала 1 декабря «Газета.ru». Речь идет о журналисте Юсси Конттинене, он опубликовал в издании Helsingin Sanomat материал, посвященный РФ, где утверждал, что «граждане нефтяной державы» слишком много ресурсов тратят на отопление своих жилищ и позволяют себе роскошь ездить «на огромных прожорливых джипах».

Однако Финляндия и РФ крепко связаны экономическим и культурным сотрудничеством, с чем придется считаться всем заинтересованным сторонам. В качестве примера сошлемся на совместные проекты финской компании Outotec и Кольской горно-металургической компании и на прошедшую в октябре неделю финской культуры «Финская осень в Мурманске».

В свете вышесказанного неудивительно, что во время своего визита в США продлившегося с 26 по 28 ноября, премьер-министр Финляндии Юха Сипиля заявил: «Мне кажется, есть такое представление, будто мы в Финляндии боимся России, но это не так: мы привыкли жить вместе с Россией, как соседи». Юха Сипиля, как представитель истеблишмента своей страны, прекрасно понимает, в какое положение ставят официальный Хельсинки воинственные планы Североатлантического альянса. В уже упомянутом выступлении, проходившем в Экономическом клубе, финский премьер-министр подчеркнул определяющее политику его страны обстоятельство: «У нас длинная граница, и мы привыкли работать с Россией».

Работать совместно с РФ привыкли многие. Для Арктики, например, существует несколько проектов, где будет представлен широкий круг российских партнеров: Индия, Южная Корея, Япония и уже упоминавшийся Китай.

Однако действия субъектов международной политики часто определяют не партнерство и сотрудничество, а очень жесткое конкурирование. Прогноз, согласно которому арктический климат станет гораздо мягче, уже влияет на принятие политических решений. Так как, по словам заведующего кафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонида Полякова, в результате климатических изменений «появится возможность круглогодичного судоходства. Откроется транзит через арктическое побережье из Атлантического в Тихий океан — выгодный способ доставки товаров».

Дальнейший сценарий очевиден, о нем рассказал президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков: «США будут наращивать присутствие в Арктике, потому что они претендуют на акватории, которые находятся в зоне ответственности России. США полагают, что основной инструмент передела зоны влияния — военный».

Это понимает руководство РФ, министр обороны России Сергей Шойгу сформулировал понимание проблемы следующим образом: «Арктика превратилась в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Это может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном регионе».

Меры для отстаивания интересов России в зоне Арктики, конечно, принимаются. Свой вклад вносят дипломаты, военные, ученые, технические специалисты. На охрану пограничных рубежей выдвигают новую мощную технику, от стратегических бомбардировщиков до подводных беспилотников, от ракетных комплексов до арктической экипировки бойцов ВДВ.

Но давайте трезво взглянем на сложившуюся ситуацию, и вспомним печальный эпизод из недавней истории. Очень сильная в военном отношении держава Советский Союз утратила значительные территории в Беринговом, Чукотском морях и в Тихом океане. Эти пространства отошли к США, благодаря росчерку пера, сделанному министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварнадзе.

Напомним, в тот момент СССР и США подписали соглашение о линии разграничения морских пространств. Иногда этот договор именуют Соглашение о Линии Шеварднадзе-Бейкера (Baker-Shevardnadze line agreement). Договор провел линию разграничения в Беринговом проливе, между российским островом Ратманова и принадлежащим Соединенным Штатам островом Крузенштерна. Была проведена граница, определяющая пределы территориальных вод и экономических зон. Данный документ также регулировал права на тот или иной участок континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях.

Ждут ли Россию новые соглашения о новых линиях разделения? Стремление избежать этого не позволяет забывать предшествующий печальный опыт. Ведь, как говорил американский философ Джордж Сантаяна: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь».