Лауреат международных конкурсов Ольга Манукян: в музыке важен смысл
Живые концерты профессиональных коллективов и исполнителей академической и популярной музыки в концертном зале Александровской коммуны за последние два года не только прочно укоренились в жизни Александровского и близлежащих поселков, но и стали важной составляющей культурной жизни Островского района и Костромской области.
Скептики предрекали скорое затухание интереса сельских жителей к живой музыке. Но с каждым новым концертом (а на сегодня Филармония отыграла их в Александровском более двадцати пяти) исполнители и зрители ближе знакомились друг с другом, стали друг для друга желанными собеседниками и друзьями.
Изначально исполнение живой музыки в российской сельской глубинке — совместный проект Государственной филармонии Костромской области (учредитель Департамент культуры Костромской области) и Александровской коммуны-поселения — могло казаться кому-то неожиданным, невероятным, экзотическим.
И для исполнителей, и для зрителей музыка стала средством возрождения культуры, той самой русской культуры, которая совсем недавно слыла одной из самых выдающихся в мире.
Оказалось что живая музыка — это отнюдь не только и не столько высокий профессионализм, это отнюдь не только и не столько своевременное нажатие нужных клавиш на инструменте.
Секреты зрительско-исполнительских взаимных симпатий — в живых впечатлениях и мнениях зрителей и исполнителей.
Ольга Манукян — лауреат многих международных конкурсов, артист камерного оркестра Государственной филармонии Костромской области. С легкой руки музыковеда, заслуженной артистки Костромской области Надежды Смирновой, музыканта Ольгу Манукян называют теперь «бессменным концертмейстером» Александровских концертов.
Ольга Валерьевна завоевала зрительские симпатии с первой же своей встречи с сельской аудиторией. Для многих из зрителей классическая музыка в живом исполнении профессионалов сама по себе явилась таким же радостным открытием, каким оказалось особенное отношение музыканта к зрителю. Зрители отмечают в Ольге Манукян удачное сочетание, с одной стороны, — искренности и непосредственности, а с другой — серьезности и обстоятельности исполнения каждого из произведений.
Способность так живо передавать свою любовь к музыке, утверждают зрители, может быть присуща очень сильной личности. Выступая на сцене, Ольга как бы удивляется и восхищается исполняемым ею произведениям и это удивление и восхищение передает зрителям.
Ольга Валерьевна рассказала нам свою творческую биографию, поделилась профессиональными секретами.
Музыкой Ольга Манукян (в девичестве — Корнева) увлечена с детства. В 1994 году Ольга с отличием окончила Костромской областной музыкальный колледж.
Дважды — в 1998 и в 1999 гг. — проходила Международные курсы высшего художественного мастерства им. С. Рахманинова в Тамбове, а в 2000 году участвовала в международном конкурсе пианистов в Саратове.
В 2001 году окончила ассистентуру-стажировку Российской академии музыки имени Гнесиных.
В 2009 году Ольга — лауреат Всероссийского конкурса с международным участием преподавателей ВУЗов.
В 2015 году — пианистка стала обладателем Гран-при Третьего международного конкурса преподавателей «педагог-исполнитель».
В 2016 году Ольга завоевала звание лауреата, а в 2018-м — концертмейстера лауреата Международного открытого конкурса Grand Music Art.
Ольга Валерьевна выступала и с сольными концертами в Москве, Тамбове, Тольятти, Сарове, Воскресенске, Костроме.
В октябре 2018 года из-за досадного несчастного случая Ольга потеряла фалангу большого пальца левой руки. Несмотря на операции, приживить случайно оторванную фалангу не удалось. Для профессионального пианиста такая утрата могла бы стать приговором. Но Ольга разработала комплекс упражнений для поврежденной руки и за полгода напряженных занятий вернула себе исполнительское мастерство, которым радует зрителей до сих пор.
— Ольга Валерьевна, как Вам удается устанавливать столь доверительные отношения со зрителем?
— Трудом. Я очень много работаю, играю. Репертуар неважен, детский, взрослый. Я просто много работаю и много над этим думаю.
— На Ваших концертах возникает порой впечатление, будто не Вы играете, а музыка Вас ведет.
— Спасибо, если так. Чтобы это получилось — то, что Вы говорите — над этим надо много работать. Музыка должна поселиться внутри, как будто ее сочинила я. Это, быть может, кощунственно может прозвучать, но она, эта музыка, должна стать как бы моей, чтобы я была свободна, чтобы не стеснялась, как будто музыка из меня идет. Любое произведение надо довести до такого состояния, чтобы оно прямо из сердца изливалось.
— Не возникает ли у Вас впечатление, будто душа композитора в Вас вселяется?
— Нет, это уже мистика (смеется). Здесь, понимаете, ремесло нажатия на ноты нужно совместить с чем-то нематериальным. Нужно прежде всего передать какой-то стиль, какой-то смысл, смысл музыки, который автор задумал.
— И добавить какой-то свой собственный смысл?
— Да, это так. Вкладываю свое отношение, свой смысл, который, видимо и есть то, что отличает исполнение от просто механического нажатия на нужные ноты.
— Спасибо Вам за Ваши выступления, спасибо и за то, что Вы наверняка не один раз еще перед нами выступите.