Дискуссия в Таганроге: что делать с Мавзолеем Ленина?
Дискуссионный клуб на тему «Мавзолей Ленина — „зловещий зиккурат“ или сакральный символ нашей истории?» прошел в Таганроге 2 декабря, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
На клубе обсудили множество вопросов. Так, участники встречи подискутировали о том, является ли Мавзолей захоронением, похоронен ли Ленин «по-христиански» и существует ли «завещание Ленина» с просьбой похоронить его на Волковском кладбище.
Диакон таганрогского Свято-Никольского храма Георгий Канча в ходе обсуждения отметил, что Ленин действительно захоронен. «Захоронение — это отдание чести покойнику. Незахороненный человек — это когда его положили в полиэтиленовый пакет и выкинули на помойку. Или специальным образом надругались над телом… Всем понятно, что в Мавзолее лежит мертвый Ленин. Он лежит так, как люди, захоронившие его, считали достойным для него… Безусловно, это захоронение… Тут даже вопросов быть не может. Нравится нам это или нет — это вопрос политической позиции. Что с этим делать — решить должно общество. Но мы должны помнить, что будем действовать с уже существующим захоронением», — сказал диакон.
Кроме того, священнослужитель призвал к взвешенному подходу при обсуждении исторических событий и личностей, в том числе и вопроса о нахождения тела Владимира Ильича Ленина в Мавзолее.
См. также: Диакон РПЦ: Ленин захоронен, тут не может быть вопросов и сомнений.
В свою очередь, активист общественной организации «Общее дело» Юрий Игнатченко заявил: «Если сегодня мы захороним тело Ленина, то завтра снесем его памятник, а послезавтра — зальем Вечный огонь бетоном». По словам общественника, личность Ленина можно интерпретировать по-разному, но его Мавзолей нельзя исключить из нашей истории. «Плохо это или хорошо, преступник или не преступник — это наша история. Как наши отцы и деды поставили — пусть так и стоит. От этого мы будем отталкиваться и идти дальше», — подчеркнул активист.
См. также: Общественник: как наши деды поставили Мавзолей — пусть так и стоит.
Старшеклассник Федор отметил, что «в стране есть более важные вопросы, чем захоронение Ленина, но этот вопрос рано или поздно должен решиться». По словам школьника, этот вопрос в будущем решит его поколение: «Придет мое поколение, которое будет проводить свою политику. Тогда эта дискуссия, я думаю, выйдет на более обширный уровень, и тогда вопрос будет ставиться уже серьезно на общую повестку. Сейчас это витает все же где-то в облаке мнений: что-то сказала Поклонская, что-то сказал Кадыров, но это все не вышло из разряда их общих мнений. Никаких действий не предпринято», — пояснил учащийся.
Председатель Таганрогского местного совета общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» (РВС) Владимир Сипиёв отметил: «Вырастает новое поколение, и неолибералы уже открыто говорят: „Да, выросло новое поколение, пусть оно решает (вопрос о перезахоронении Ленина — прим. ИА Красная Весна)“. Так вбивается клин между поколениями. Этим [клином] нарушается преемственность, традиция, связь поколений. Молодежь приучают не уважать своих отцов, дедов и, в конечном итоге, — историю. Это серьезная проблема. Мне кажется, что в этом главная цель — вбить клин между поколением, которое еще помнит Советский Союз, и новым поколением, которое его не видело и не знает».
Представитель партии КПРФ Александр Шевцов высказал мнение, что вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея специально вбрасывается в массы для обсуждения. «Это все делается для того, чтобы народ наш расщепить, раздробить, поссорить, рассорить», — сказал Шевцов. По мнению активиста, людей сейчас надо объединять, а не ссорить. «Мы сейчас должны искать точки соприкосновения, точки сплочения, тем более что мировая обстановка очень тяжелая», — пояснил представитель КПРФ.
По мнению одного из участников дискуссии Павла Соломахина, если наш народ уже сегодня не сможет договориться по столь базовым вопросам, то будущего у него не будет. «Если мы сейчас раскалываемся по таким маленьким вопросам, то нас, как этноса, в будущем не существует. Для того чтобы мы сохранились как русский народ, как наследник Советского Союза, более широко — советский народ, нужно искать какую-то общую идею и ни в коем случае не допускать расколов», — сказал он.
В свою очередь, активист общественного движения «Суть времени» Юрий Лунёв подчеркнул, что в деталях мы можем оценивать личность Ленина по-разному, однако нас всех объединяет поиск исторической правды. Те же, кто ищет правду, не имеют права опираться на откровенные фальшивки. «Нас не устраивает то, что вопрос о Мавзолее зачастую обсуждается с использованием таких безумных аргументов, как то, что Ленин похоронен «не по-христиански», что он вообще не захоронен, что нужно вынести его из Мавзолея, потому что он якобы завещал похоронить его где-то еще. И вот этот подход, когда за основу берутся лживые посылы и из них делаются весьма своеобразные выводы — это то, чего не должно быть в современной России. Использовать безумие в качестве аргументации — это очень странное занятие. И если мы всей страной будем не пресекать, а только развивать подобное безумие, ничего хорошего не может получиться», — сказал активист.
По словам Лунёва, полемику вокруг отношения к Мавзолею, равно как и других «горячих точек» нашей истории, нужно ввести в конструктивное русло. «Речь идет о том, чтобы был разговор цивилизован, серьезен. Из-за этого безумия серьезного разговора в принципе нигде сегодня не ведется. Сейчас кто угодно с телеэкрана может в любой момент перечислить сходу 10–15 исторических фальшивок, выдавая их за безусловную истину. И все. И в это превращена наша история сегодня. А о каком национальном развитии в этих условиях может идти речь? Без прошлого нет будущего», — сказал активист.
Напомним, что в этом году Россия отмечает столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Ряд российских политиков, включая, например, Рамзана Кадырова, а также медийных фигур — например, Ксения Собчак — воспользовались этой датой, чтобы вновь начать дискуссию о том, нужно ли выносить тело Ленина из Мавзолея.
Отметим, что первым вопрос о перезахоронении Ленина поднял в 1989 году художественный руководитель Московского государственного театра им. Ленинского комсомола Марк Захаров. Чуть позже известный режиссер публично сжег свой партбилет, что во многом подстегнуло антикоммунистическую истерию среди перестроечной интеллигенции.