Сторонники «Конвоя свободы» из числа коренных жителей неожиданно для себя попали в разряд «крадущих чужую культуру»

Канадские индейцы разделились во мнениях по «Конвою свободы»

Франсис Анна Хопкинс. Каноэ в тумане. Верхнее озеро. 1869
Франсис Анна Хопкинс. Каноэ в тумане. Верхнее озеро. 1869

Прошедшая неделя ознаменовалась рядом публикаций в англоязычной прессе и соцсетях, вызвавших отклик у канадских индейцев и разное отношение к «Конвою свободы» (Freedom Convoy 2022).

Одни индейцы поддержали акцию канадских дальнобойщиков, выступивших против ограничений, связанных с COVID-19, расценив этот протест как борьбу за свободу. Другие же (прежде всего индейцы, находящиеся в руководстве племен) отнеслись резко отрицательно к «Конвою свободы», обвинив его участников не только в антиправительственной акции, но и в присвоении (апроприации) традиций и священных предметов коренных народов. Причем обвинения в апроприации посыпались после того, как стало известно, что на акции дальнобойщиков звучат индейские барабаны и исполняются песни и танцы под звук этих барабанов.

Одними из первых подавать акцию дальнобойщиков с провластных позиций стали сотрудники APTN National News (программа национальных новостей канадского телевидения — транслируется телесетью, принадлежащей канадским аборигенам, — прим. ИА Красная Весна). На сайте этой программы выложен ряд материалов, в которых действия протестующих освещаются с явной неприязнью. Свою разочарованность по этому поводу выразил один из читателей данного сайта, оставивший там свой комментарий под публикацией о реакции вождей алгонкинов.

Скриншот со страницы пользователя Twitter https://twitter.com/APTNNews
Скриншот со страницы пользователя Twitter https://twitter.com/APTNNews

В статье сообщалось, что лидеры алгонкинов осудили церемонии, которые проводились без их разрешения на территории парка Конфедерации в Оттаве. При этом APTN National News пишет, что нет ясности в вопросе, кто проводил эти церемонии, а также вскользь сообщает, что на протесте дальнобойщиков «присутствовало неизвестное количество коренных жителей».

Там же, в статье на сайте APTN National News говорится, что эта территория считается неуступленной (канадскому правительству): проведение на ней ритуалов без разрешения вождей алгонкинов, согласно совместному заявлению нации алгонкинов, может принести большой вред не только алгонкинам, но и другим Первым нациям.

Очевидно, несколько провокационных действий в среде протестующих (выкрики о свержении правительства, осквернение военного мемориала, кто-то пришел на протест со свастикой и флагом Конфедерации) повлияли на решение вождей алгонкинов, которым, по информации APTN National News, не понравилось то, что они увидели.

Между тем, согласно информации новостного портала Ottawa Citizen, церемония в поддержку «Конвоя свободы» была проведена в парке Конфедерации коренными жителями — сторонниками протеста дальнобойщиков. На ней также присутствовали и некоренные жители, поддерживающие «Конвой свободы». Сообщается, что церемонию провел вождь Дж. Д. Андерсон, потомственный вождь из Манитобы. По ее окончании люди приступили к установке типи (традиционная палатка у некоторых индейских племен, — прим. ИА Красная Весна).

Позицию официальных вождей алгонкинов поддержала племенная политическая организация анишинабе «Вожди Онтарио». 3 февраля на сайте этой организации было опубликовано сообщение с выдержками из принятого заявления, в котором говорится о поддержке противоковидных мер и недопустимости проведения несанкционированных индейских обрядов, потому что такие действия расцениваются как культурное присвоение, кооптация этих обрядов и священных предметов в чужую культуру и ослабление усилий, направленных на преодоление пандемии COVID-19.

А сенатор Брайан Фрэнсис — лидер индейцев микмаков, вождь абегвейтов с 2007 по 2018 год — назвал эти действия протестующих «вопиющим актом расизма» на своей странице в соцсети Twitter. «Игра на барабанах — священна для всех Первых наций. Имитировать наш образ жизни, высмеивать или присваивать его ради политической или иной выгоды — недопустимо».

Скриншот страницы пользователя Twitter https://twitter.com/BrianFrancisPEI
Скриншот страницы пользователя Twitter https://twitter.com/BrianFrancisPEI

Схожие высказывания транслируются и на страницах индейских групп в соцсетях, где противники и сторонники протеста в Оттаве ведут словесные баталии друг с другом на тему поддержки индейцами акции дальнобойщиков. То, что не все согласны с позицией некоторых индейских лидеров, видно по постам и комментариям в группе First Nations across Turtle Island support Convoy to Ottawa 2022, созданной в соцсети Facebook для трансляции точки зрения индейцев, присоединившихся к акции дальнобойщиков.

Например, позиция главы Большого совета нации анишинабе Реджинальда Ниганобе вызвала неприятие у большинства комментаторов на странице вышеупомянутой группы. Особенно людей возмутило то, что Ниганобе от лица нации анишинабе по сути обвинил участников «Конвоя свободы» в присвоении культуры индейских народов, и призвал не поддаваться антиправительственным настроениям.

Скриншот страницы пользователя Facebook https://www.facebook.com/reg.niganobe
Скриншот страницы пользователя Facebook https://www.facebook.com/reg.niganobe

Вот только некоторые из комментариев, оставленные под постом в группе First Nations across Turtle Island support Convoy to Ottawa 2022:

Nate BigBull Omahksistaamik прокомментировал цитату со словами вождя Ниганобе: «Я принадлежу к пикани — коренной нации, входящей в конфедерацию черноногих (Блэкфут), населяющих южную Альберту. Мой народ унаследовал алгонкинский язык, и эти, так называемые лидеры не говорят за всех нас. Каждый человек имеет право на собственное мнение, и если кто не согласен с чьим-то мнением, этот человек должен прийти и попытаться отнять его у него. Я прошу их прийти и попробовать…

Я был там со своим братом и многими другими в поддержку этого движения. Я возвратился домой, но я вернусь (туда) с еще большей поддержкой. Всё это касается и нас, и если бы эти, так называемые лидеры хоть немного заботились о детях, которых они используют в своих предвыборных речах, чтобы получить поддержку, они бы здесь это тоже поддерживали. Не сидеть за закрытыми дверями и критиковать нас, пытающихся что-то изменить… Руководители пустословят. Лидеры помогают идти».

Комментарий от Rhonda Martin по поводу высказывания главы Большого совета нации анишинабе Ниганобе: «Я предполагаю, что это могло исходить от их выборного совета… так что это ничего не значит для меня. Выборные советы бэндов (бэнд — разновидность индейской общины в Северной Америке, — прим.ИА Красная Весна) являются подразделением канадского правительства, так что не позволяйте им одурачить вас. Они не говорят от имени традиционалистов».

Ряд комментаторов также высказались в таком ключе, что Ниганобе для них не авторитет, и они будут поступать по своему усмотрению.

Среди комментаторов были и те, кто прямо писал в комментарии о подкупе вождей, занявших позицию правительства.

Некоторые комментаторы высказывались в поддержку подобных заявлений, в которых участники акции дальнобойщиков обвиняются в плохом поведении. Однако под постом с высказыванием Ниганобе таких комментариев оказалось совсем немного в вышеупомянутой группе.

На данный момент уже очевидно, что обвинителям из числа индейских противников «Конвоя свободы» и проправительственным канадским СМИ не удается представить дело так, что на протесте дальнобойщиков выступают «ненастоящие индейцы» и «белые расисты».

В числе авторов таких публикаций находится некая Джой Хендерсон, чья статья была опубликована в The Toronto Star, 30 января. В своей статье чернокожая лакота, писательница и мать, занимающаяся политикой (так Хендерсон себя характеризует на своей странице в соцсети Twitter), с гневом обрушивается на участников «Конвоя свободы». А заодно — и на канадские власти, которые (по ее мнению) снисходительно относятся к протестам белых, но жестко подавляют протесты цветных.

Скриншот страницы пользователя https://twitter.com/Joyhenderson78
Скриншот страницы пользователя https://twitter.com/Joyhenderson78

Однако уже 3 февраля Nation to Nation — APTN News цитирует слова Хендерсон о том, что она написала две полемические статьи, потому что после той публикации на нее было оказано давление. Хендерсон также добавляет, что может понять, почему мятежный тон движения против истеблишмента привлекателен для разочарованных коренных жителей, которым нанесло ущерб государство.

Читайте также: Главный протест в мире. Канадских дальнобойщиков поддержали фермеры и Трамп