Потеряв сакральное отношение к Победе, Россия потеряет и себя — в прямом, физическом смысле

Глум над Победой становится нормой для России?

Александр Дейнека. Солдат в плащ-палатке. 1942
Александр Дейнека. Солдат в плащ-палатке. 1942
Александр Дейнека. Солдат в плащ-палатке. 1942

Девятого мая Россия празднует 76-летие Победы над фашизмом. Многие скажут, что праздник — это не время и не место для обсуждения проблем.

Однако именно в этот особый день происходит встреча поколений, и потомкам, которые считают себя причастными к Победе, нужно дать победителям ответы на «проклятые вопросы».

Остается большой загадкой, каким образом празднующие отвечают на вопрос о перестройке и крахе СССР — государства, за которое в 1941–1945 пролили кровь миллионы советских людей, а их потомки сдали его без боя.

Теперь же вызревает еще один вопрос, на который должно дать ответ: как российское общество хранит и бережет память о грандиозной битве добра и зла, о великой Победе над фашизмом, оплаченной невиданной ценой?

Как показывает практика, современная Россия может лишь высказывать обеспокоенность и возмущение в связи с тем, что в бывших братских странах планомерно уничтожаются памятники советским воинам-освободителям, а коллективный Запад вычеркивает СССР из списка победителей и уравнивает его с нацистской Германией.

Но и в самой России в этом вопросе всё крайне неблагополучно. Только за 2020 год, согласно сообщениям российских СМИ, в стране произошло более 70 случаев вандализма, осквернения и глумления по отношению к памятникам, мемориалам и скульптурам, посвященным героям и жертвам Великой Отечественной войны. В 2021 году к Дню Победы таких случаев зафиксировано уже не менее 30.

Необходимо отметить, что в эту условную сотню не вошли множественные случаи осквернения памятников Карлу Марксу, Владимиру Ленину, Василию Чапаеву, революционерам, рабочим, морякам, красноармейцам, боровшимся за советскую власть, советским и российским воинам, сражавшимся в Афганистане, Чечне.

Также за обозначенный период российские подростки ломали памятники космонавту Юрию Гагарину, ради публикаций фотографий в соцсетях садились на головы памятникам Александру Пушкину и Владимиру Высоцкому, художники подкрашивали губы томскому памятнику Пушкину, красили памятник Ивану Тургеневу.

На российских кладбищах и захоронениях хулиганы продолжают систематически ломать надгробия, в церквях прикуривают от свечей, не иссякает череда появления странных, халтурных, уродливых памятников героям войны.

Оставив эти случаи в стороне, перечислим наиболее вопиющие и скандальные случаи вандализма за 2020 и 2021 годы.

28 января 2020 года в Махачкале в парке Ленинского комсомола двое подростков жарили куриное мясо на Вечном огне, еще один танцевал. На замечания прохожих хулиганы только смеялись.

14 февраля 2020 года в Петербурге неизвестные испортили скульптурную композицию, посвященную детям, которые работали на Ижорском заводе во время войны. 16 февраля прокуратура Воронежа занялась инцидентом в городе Семилуки: ранее двое детей 10 и 13 лет прыгали через Вечный огонь на братской могиле.

3 марта под Севастополем в поселке Сахарная Головка вандалы разрушили могилу неизвестного солдата. 9 апреля в деревне Орлово Владимирской области неизвестные разбили основание монумента и доску со списком имен погибших в годы Великой Отечественной войны.

В мае 2020 года вандалы активизировались. Так, например, 29 мая в подмосковном Одинцово двое мужчин что-то разогревали в ведре, поставив его на Вечный огонь. 30 мая в Нижнем Тагиле двое подростков 13 и 14 лет потушили Вечный огонь.

8 июня 2020 года сотрудники приморской полиции задержали 25-летнего мужчину, который полежал в чаше Вечного огня с сигаретой в руке. При этом ноги он положил на пятиконечную звезду.

18 июня в Калуге две школьницы сняли видеоролик с танцами в купальниках на фоне Мемориала Победы.

29 июня в Татарии двое детей 8 и 9 лет разбили памятник фронтовику, Герою Советского Союза Халилу Хайруллину. По словам школьников, они хотели посмотреть, что внутри у памятника.

22 июля студент второго курса Волховского политехнического института разбил памятник на ленинградской Дороге жизни. Окна полуторки были разбиты, двери и крыша измяты. 28 июля в поселке Белоярский Свердловской области девочка-подросток опубликовала фотографии в Сети, где она позирует, сидя верхом на памятнике Герою СССР Николаю Попову. При этом девочка показала ему средний палец.

14 августа в Кирове 12-летняя девочка сплясала, встав на скульптурное изображение погибшего воина.

6 сентября 2020 года в Пятигорске двое девятиклассников запустили демонстрацию порнофильма на экране мемориального панно, предназначенного для поиска информации о фронтовиках.

23 сентября в Сочи молодая девушка прилегла позагорать на месте захоронения 2000 воинов Советской Армии, использовав для своей нужды надгробную плиту.

18 ноября подростки города Елец Липецкой области водили хороводы вокруг мемориала «Вечный огонь», жгли венки, бросали окурки в огонь, справляли малую нужду. В основном это были дети 7–9 лет, самому старшему — 17 лет.

8 ноября в Петрозаводске вандалы повредили барельеф у стелы «Город воинской славы». В декабре 2020 года Вечный огонь затушили в Санкт-Петербурге на Марсовом поле, в Красносельском районе, в Оренбурге.

7 января 2021 года в городе Энгельсе Саратовской области дети 8–12 лет прыгали через Вечный огонь. На вопрос прохожей о том, не стыдно ли им осквернять памятник, дети ответили, что не стыдно. Подростки стушевались и закрыли лицо только при предупреждении о публикации ролика в соцсетях.

18 января на Марсовом поле хулиганы снова погасили Вечный огонь. А в Кирове дети продолжают кататься на санках по склонам Курганов славы.

27 января 2021 года в соцсетях Дербента появилось видео, где мужчина жарит шашлык на Вечном огне у монумента «Скорбящая мать». При этом вандал комментировал свои действия и раздавал советы зевакам о том, как лучше готовить мясо.

14 февраля в городе Вольск Саратовской области четверо школьников от 6 до 12 лет плевали на Вечный огонь, пытаясь его затушить. На замечания прохожих дети отвечали нецензурной бранью.

23 февраля в Волгограде 20-летний юноша, раздетый по пояс, станцевал на братской могиле у подножия скульптуры «Родина-мать». После задержания блогер пояснил, что снимал видео для соцсети TikTok: «Вышел новый тренд. Я хотел снять тренд».

27 февраля две девушки 17–20 лет потушили Вечный огонь на Марсовом поле в Санкт-Петербурге.

17 марта в татарском городе Заинск подростки сожгли памятник воину-освободителю. 21 марта в Тольятти трое школьников при помощи льда попытались потушить Вечный огонь в парке Победы. Сообщается, что с начала года это уже третья попытка.

7 апреля женщина, приготовившая еду на Вечном огне в подмосковном городе Пушкино, заявила, что ее приучили к тому, что у человека должны быть горячие завтрак, обед и ужин.

24 апреля в городе Ишим Тюменской области четверо подростков, гуляя на роликах и самокатах, сначала грели ноги над Вечным огнем, затем стали прыгать через него.

8 мая 2021 года на горе Семашко в Краснодарском крае неизвестные вандалы разрушили памятные таблички, посвященные комсомольцам, охранявшим Туапсе от фашистов в 1942 году.

Итак, за полтора года в России произошло не менее 100 случаев вандализма. Это много — еще несколько лет назад каждый случай вызывал в обществе волну яростного негодования. Сегодня глум над священной памятью превращается в поток. Общество должно реагировать на это.

Но каково оно — это общество? Гражданское общество и потребительское общество ответят по-разному на предъявленный вызов. В первом случае будет дан какой-то кардинальный, сокрушительный ответ. Советское гражданское общество в 1945 году показало, как можно ответить.

Во втором случае ответ невозможен. Потребительское общество ради своего комфорта начнет наращивать в себе толерантность, станет свыкаться с новым явлением и превратит его в норму жизни. Потребитель хочет потреблять и наслаждаться, а не оказывать сопротивление злу.

Конечно, российские власти приняли пакет законов об ужесточении наказания, в том числе за осквернение символов воинской славы и памяти защитников Отечества. При этом по-настоящему наказать могут взрослого и злонамеренного осквернителя памятников, тогда как большая часть вандалов — подростки.

Это показывает, что процесс разрушения понимания собственной истории, запущенный в годы перестройки, набирает ход, и никакие запреты и наказания без культуры и образования, основанных на гуманистической идеологии, не смогут преодолеть этот процесс. Общество и государство потребуют от хулигана повиниться за содеянное, и он с готовностью проговорит любые извинения, но они останутся для него пустыми словами.

А пока российская власть, которая каждый год в день Победы прячет за драпировкой мавзолей Ленина, подменяет символы, выводит шествие «Бессмертного полка» в онлайн, сама помогает уничтожению исторической памяти, исторического самосознания общества.

В завершение хотелось бы напомнить мнение французского политолога Жерома Фурке, который, осмысливая дехристианизацию Европы, отмечает, что католическая религия в течение веков «структурировала коллективное сознание французского общества».

После отпадения от религии, после уничтожения в обществе чувства священного, сакрального, страну охватит процесс «балканизации», ее распад на разрозненные анклавы.

Для России Победа над фашизмом носит сакральный характер. Если глум над памятниками станет нормой российской жизни, то она потеряет чувство священного к Победе. Потеряв его, Россия потеряет и себя в прямом, физическом смысле.