Контейнеровоз Ever Given превысил скорость перед аварией, но у капитана есть оправдание

Кто виноват в блокаде Суэцкого канала?

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1873
Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1873

Контейнеровоз, застрявший в Суэцком канале, уже удалось сдвинуть с места. Возможно, скоро «счетчик» убытков мировой экономики остановится — эксперты оценивают потери от простоя канала в $10 млрд в сутки, сообщает агентство Bloomberg.

Ever Given, один из самых больших контейнеровозов в мире, вошел в устье канала в 7:30 утра 23 марта. Прогноз погоды на день, когда произошла авария, предсказывал ветер до 64 км/ч и песчаную бурю. Такая погода обычна для этого времени года в пустынях Египта, поэтому движение по каналу не запретили.

Однако не все были так отважны, как капитал тайваньского судна. Например, капитан газовоза Rasheeda, принадлежащего Royal Dutch Shell, не рискнул войти в канал и остался на рейде.

Ширина Суэцкого канала по поверхности — 350 метров, по дну — около 60 метров. Глубина канала 20 метров. Ever Given в длину 400 метров, в ширину 59 метров, осадка 14 метров. Если все контейнеры с Ever Given составить в одну цепочку, то ее длина будет 120 км.

Ever Given принял на борт двух пилотов из управления Суэцкого канала. Пилоты наблюдают за прохождением судов, но не являются лоцманами. Правила канала устанавливают, что вся ответственность за судно и несчастные случаи лежит на капитане и судовладельцах.

По свидетельствам очевидцев, капитан Ever Given решил двигаться самостоятельно, без помощи буксиров. Два других контейнеровоза, прошедших ранее, пользовались помощью буксиров. Один из бывших членов экипажа уверяет, что капитан Ever Given уже много раз проходил через Суэц, в том числе при порывистом ветре.

«Суэцкий канал очень узок, ветра сильные. У вас очень маленький запас времени и пространства. Цена ошибки очень велика», — отмечает старший консультант по морским рискам в Allianz Global Corporate & Specialty Эндрю Кинси, бывший капитан, который проводил 300-метровые суда через Суэцкий канал.

Стопка контейнеров высотой в многоэтажный дом обладает большой парусностью. «Вы можете направить корабль в одну сторону, а на самом деле двигаться в другом», — пояснил Кинси.

Погода была недостаточно суровой, чтобы закрывать порты и канал. Порывы ветра начали разворачивать огромное судно. Последняя зафиксированная скорость судна равна 13,5 узла (25 км/ч) в 7:28 утра, за 12 минут до аварии. Это значительно больше разрешенной в Суэце скорости в 7,6 узла (14 км/ч). Капитан увеличил скорость, чтобы выровнять судно.

«Увеличение скорости до определенной точки эффективно, — отмечает Крис Гиллард, бывший капитан 300-метрового контейнеровоза, ежемесячно проходившего Суэцкий канал. — Свыше некоторого предела скорость становится опасной, потому что нос глубоко погружается в воду, что только усугубило проблему».

Следом за Ever Given шел 300-метровый Maersk Denver со скоростью 10,6 узла (19,6 км/ч). Капитаны судов сообщают, что превышение скорости в Суэце является обычным делом.

Непосредственно перед Ever Given шел контейнеровоз Cosco Galaxy, также с превышением скорости, но при помощи буксиров. Размеры Cosco Galaxy такие же, как и у Ever Given.

Изображение: witter.com/KudSverchkov
Скриншот сообщения Сергея Кудь-Сверчкова. Фото контейнеровоза Ever Given
Скриншот сообщения Сергея Кудь-Сверчкова. Фото контейнеровоза Ever Given

В пяти милях от входа ветер развернул судно вправо и контейнеровоз весом в 200 тысяч тонн на всей скорости въехал на склон канала. Сторонники «теории заговора» спешат найти устроителя аварии. Да, эта ситуация выгодна некоторым силам, но нет оснований считать аварию диверсией.

Через Суэцкий канал проходит 10% мировой перевозки нефти. Это довольно много, но не катастрофично. Запасы нефти в Европе велики, недостатка пока не ощущается. Цена на нефть колеблется от $62 до $64 за баррель и после блокады канала она не «взлетела под потолок».

Из этой аварии придется сделать выводы, прежде всего, ответственным за управление Суэцким каналом. С большой вероятностью на все суда потребуется брать не пилота, а лоцмана, несущего ответственность. Это скажется на стоимости прохода через канал.

Кроме того, стоит ожидать ужесточения контроля над скоростью движения в канале. Сейчас через канал проходит около 50 судов в сутки. Если скорость снизится, то снизится и пропускная способность.

Читайте также: Как 25 индусов и ветер с востока поставили колом мировые перевозки