Коронавирус нам поможет? Чем февраль встретил кузбасских угольщиков
Российские угольные компании активно переориентируются с Запада на Восток. Страны Евросоюза продолжают сокращать импорт угля, а страны Востока — напротив, наращивают поставки.
Читайте также: Будущее Кузбасса: угольный прорыв на Восток или стагнация?
Германия отказывается от угольных электростанций
Так, правительство Германии в феврале 2020 года после долгих споров согласовало поэтапное сокращение угольных электростанций. До 2038 года угольную генерацию планируется сократить на 18 ГВт. Программа предусматривает стимулирующие выплаты для теплоэлектростанций в размере 4,35 млрд евро в течение 15 лет.
Эксперты выражают тревогу по поводу будущего российского угля для немецкого рынка. Ведь доля черного топлива из РФ на рынке ФРГ составляет 39%, а на рынке генерации — более 50%.
А вот что касается газа, то здесь есть скромные перспективы. По оценке аналитика Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергея Капитонова, сокращение угольной генерации в Германии может привести к дополнительному спросу на газ до 5 млрд куб. метров или 10% от текущих годовых поставок «Газпрома».
Польша отказывается от российского угля
Варшава не спешит отказываться ни от угольной генерации, ни от других направлений использования угля. В декабре 2019 года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, выступая на саммите ООН по экологии, определил уголь как основу энергетической безопасности страны.
Так, на долю Польши приходится 82% от объема добычи всего Евросоюза — 65,4 млн тонн. В 2019 году Польша, готовясь к холодам, существенно нарастила импорт черного золота — до 12,3 млн тонн за девять месяцев 2019 года, в том числе до 8 млн тонн — из России.
Однако в Восточную Европу пришла аномально теплая зима, что ударило по угледобыче в стране — без работы остались шахтеры Силезии. В результате в конце января представители шахтерских профсоюзов перекрыли железную дорогу вблизи тепловой электростанции «Лазиска» и потребовали отказаться от импорта российского угля.
Варшава помнит выступления польских профсоюзов в 80-х годах и, видимо, осознает перспективы противостояние им. 6 февраля министр государственных активов Яцек Сасин заявил, что госкомпании Польши отказываются от закупок угля из России.
На следующий день на заявление польского министра отреагировали в администрации Кемеровской области, на долю которой приходится большая часть поставок в эту страну. В Кемерове заявили, что в случае отказа от кузбасского угля, поставки будут перенаправлены на другие рынки, в первую очередь на Азиатско-Тихоокеанский.
По данным ФТС, в январе–ноябре 2019 года угольщики Кузбасса поставили в Польшу 7,684 млн тонн угля. Но какие перспективы ждут российский уголь на Востоке?
В Китае увеличат импорт угля?
Как мы уже писали, основной проблемой расширения экспорта угля на восток является ограниченность железнодорожной инфраструктуры, которая не позволяет в настоящее время вывозить столько, сколько хотелось бы угольщикам. Кроме того, в Китае продолжают действовать пошлины в отношении именно российского черного топлива, что предоставляет преимущества Австралии и Индонезии.
Однако именно восточный рынок является наиболее перспективным для российских угольщиков. Как ни странно, оживление угольного рынка произошло после вспышки коронавируса.
7 февраля Bloomberg, ссылаясь на своих экспертов, сообщил, что Китай может нарастить импорт на фоне распространения нового вируса. Дело в том, что из-за эпидемии произошли сбои в работе угольных предприятий в самом Китае.
Кроме того, отмечается рост фьючерсов на уголь в порту Ньюкасла (Австралия) — на 9%, до $72,2 за тонну, цены на товарной бирже в китайском Чжэнчжоу выросли на 3,6%. Это событие привлекает к себе особое внимание, так как последние годы наблюдается неуклонное снижение мировых цен на «черное золото».
По словам аналитика Daiwa Capital Markets Hong Kong Ltd Денниса Ипа, Китай может сократить добычу угля в 2020 году на 4%, или на 145 млн тонн, а это около 50% всего импорта.
Это, безусловно, открывает перспективы для российского экспорта и, в частности, для перенаправления кузбасского угля из Польши в Китай. Однако с ноября 2019 года наблюдается снижение поставок российского угля в Китай. Кроме того, эксперты стали высказывать опасения о возможных сбоях поставки из-за коронавируса. Однако всех успокоил замминстра энергетики России Анатолий Яновский, который 7 февраля заявил, что в минэнерго не видят снижения спроса на уголь из-за коронавируса.
В Кузбассе смотрят на Восток
Одним из ключевых поставщиков угля в Польшу является российская компания «СДС-уголь», которая в настоящее время реализует крупный проект строительства порта «Суходол» в Приморском крае. В начале февраля в компании сообщили, что на разрезе «Черниговец» высвобождены 250 работников железнодорожных специальностей.
Компания планирует отправить на строительство железнодорожной инфраструктуры стройотряды, сформированные из числа высвободившихся работников. Мощность погрузки угольного порта должна составить 20 млн тонн в год. Проект планируется реализовать не позднее 25 августа 2020 года.
РЖД поможет
В конце января в компании РЖД сообщили, что выполнили свои обязательства по расширению провозной способности инфраструктуры Восточного полигона на 55 млн тонн по сравнению с 2012 годом. По итогам 2019 года на Дальний Восток было перевезено 119 млн тонн экспортных грузов. В 2020 году этот показатель планируется увеличить на 124,9 млн тонн.
Кроме того, 14 января президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров на заседании комитета Госдумы заявил, что в компании могут увеличить инвестиционную программу холдинга на 2020–2022 годы. Это, в свою очередь, может отразиться на ускорении роста провозной способности в восточном направлении.
2020 год начался для российских угольщиков с неприятных, но ожидаемых новостей о сокращении угольного рынка в ЕС. Дегтя добавили и польские власти. Вместе с тем при поддержке ОАО РЖД угольщики продолжают осваивать восточный рынок, который демонстрирует слабое оживление.