Рекордный крестный ход или двусмысленные инициативы Фанара — что определит судьбу СПЦ в Черногории?
Борьба за каноническую церковь в Черногории
На прошедшей неделе главным центром событий в православном мире по степени эмоционального накала стала, конечно, Черногория. Как мы писали ранее, в декабре 2019 года власти Черногории приняли дискриминационный закон по отношению к единственной на территории страны канонической Сербской православной церкви (СПЦ), в результате чего она может лишиться своей собственности.
Президент Черногории Мило Джуканович недвусмысленно дал понять, что настроен лишить СПЦ собственности в Черногории и передать ее по похожему на украинский сценарию раскольнической черногорской «Автокефальной православной церкви». Православные Черногории массово встали на защиту СПЦ.
Весь январь продолжаются многочисленные выступления и митинги. 23 января в черногорском Биелом поле прошел крестный ход, растянувшийся на 50 километров, который, как сообщили СМИ, мог стать рекордным по численности за всю историю страны.
Читайте также: Сопротивление с молитвой. В Черногории верующие вышли против скандального закона о Церкви
23 января в Иерусалиме в рамках пятого Всемирного форума памяти холокоста произошла встреча глав Сербии и Черногории Александра Вучича и Мило Джукановича, на которой, впрочем, ожидаемо не удалось приблизиться к решению проблемы, и вектор развития ситуации не изменился.
26 января в Черногории во время массовых выступлений против притеснений СПЦ полиция уже применила против протестующих слезоточивый газ. Эскалация противостояния продолжается в режиме реального времени.
Фанар «ударяет в спину» СПЦ
Вместе с тем 13 января на Фанаре произошло событие, с первого взгляда неприметное, но которое может иметь прямое отношение к происходящему в Черногории. Бывший и действующий премьер-министры Северной Македонии Оливер Спасовский и Зоран Заев с помощниками прибыли к Вселенскому патриарху Варфоломею обсудить вопросы не только легализации раскольнической «Македонской православной церкви», но и получения для нее томоса (указ константинопольского патриарха о даровании автокефалии).
Если ранее Варфоломей занимал однозначную позицию и был против легализации македонских раскольников, то на этот раз он не отказался рассмотреть заявление македонских посредников о пересмотре решения СПЦ, чьей канонической юрисдикцией является Северная Македония, об отлучении македонских раскольников от церкви. Хотя Варфоломей ничего не сказал про томос для македонян, но пообещал приложить усилия для разрешения конфликта между СПЦ и «Македонской православной церковью». С этой целью он планирует пригласить стороны к совместному обсуждению проблемы.
Как мы помним, ранее Варфоломей не признавал и украинских раскольников, но впоследствии передумал и даровал им томос. Тогда процесс разворота варфоломеевской воли на 180 градусов тоже начался с того, что он принял к рассмотрению заявление украинских раскольников о пересмотре решения Русской православной церкви (РПЦ) об их отлучении от церкви.
Пока Варфоломей не признаёт черногорских раскольников, но возникает вопрос — в какой момент он согласится принять заявление о пересмотре их статуса, а потом и предоставить томос?
По этому поводу 14 января в своем Telegram-канале высказался председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Он увидел в действиях Варфоломея «удар в спину» СПЦ и предположил, что после предоставления томоса украинским раскольникам, двигаясь инерционно, Варфоломей «решил поставить на поток обслуживание политических элит, использующих религию в своих играх».
«Тучи», сгущающиеся вокруг СПЦ, начинают приобретать объем и, так сказать, целостность, то есть вживе начинают проявляться те необходимые элементы игры, без которых разговоры об угрозах для СПЦ могли бы называться «бредом воспаленного воображения». Дальнейшее развитие событий становится легко предсказуемым. И оптимизма оно не внушает.
Противостояние вокруг встречи предстоятелей церквей в Иордании
Атмосферности событиям вокруг проблемы надвигающегося «парада» раскольничьих автокефалий добавляет очное и заочное противостояние между РПЦ и Фанаром.
Напомним, в ноябре 2019 года во время визита в Москву, а потом и письменно, патриарх иерусалимский Феофил пригласил предстоятелей всех поместных церквей собраться в Иордании и «обсудить вопрос сохранения нашего единства в евхаристическом общении», имея в виду события, связанные с предоставлением автокефалии так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ).
Варфоломей отнесся к предложению Феофила крайне отрицательно и даже заявил, что патриарх иерусалимский вовсе не имеет никакого права выходить на предстоятелей церквей с подобными инициативами как бы «через голову» Фанара.
18 января на греческом сайте «Ромфея» греческий богослов Николай Маннис в своей публикации убедительно доказал, ссылаясь на многочисленные примеры из истории мирового православия, в частности, ссылаясь на соборы, которые были инициированы иерусалимскими патриархами и проходили без участия патриархов из Константинополя, что предстоятель Иерусалимской церкви Феофил III может и должен созывать объединительный собор.
20 января Владимир Легойда заявил в своем Telegram-канале, ссылаясь на Манниса, что позиция Варфоломея не имеет под собой канонических оснований.
23 января председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион по случаю дня памяти жертв холокоста посетил Иерусалим, где встретился с патриархом иерусалимским Феофилом. На встрече, как сообщалось заранее, должны были обсуждаться детали организации «объединительного» съезда предстоятелей в Иордании. Перед встречей Иларион выразил надежду на то, что встреча состоится, даже если на нее прибудут не все предстоятели.
Варфоломей предпочитает Давос и Папу Римского
В это время патриарх Варфоломей, очевидно, не желая отдавать РПЦ пальму первенства в соревновании по участию в статусных мероприятиях, в пику участию иерархов РПЦ на форуме, посвященном памяти жертв холокоста в Иерусалиме, посетил экономический форум в Давосе и «отлил в гранит» передовиц мировых СМИ свои похвалы в адрес папы Франциска, отметив, что папа «очень скромный, очень смиренный» человек и поведав миру о том, как Франциск лично провожал его однажды до автомобиля и отвесил довольно спорную шутку.
Как рассказал Варфоломей, на его просьбу не беспокоиться с проводами папа ответил: «Нет, я провожу вас до машины, потому что, во-первых, я должен быть уверен, что мои гости уехали, а во-вторых, я хочу удостовериться, что они у меня ничего не взяли».
Кто же все-таки «первый»?
Что касается противостояния РПЦ и Констатинопольского патриархата за лидерство в православном мире в целом, то 21 января митрополит Иларион ответил на обвинения в сторону РПЦ в ее стремлении захватить первенство, которые в последнее время стали часто слышны в грекоязычной церковной среде.
В интервью Интерфаксу Иларион рассказал, что РПЦ еще в 2013 году выразила свою позицию по данному вопросу, закрепив ее в виде документа, принятого Синодом. Документ так и называется — «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви».
Как пояснил Иларион, в документе ясно сказано, что русская церковь является одной из немногих поместных церквей, а может быть, и единственной, которая признаёт первенство Константинополя. При этом, однако, митрополит обратил внимание на то, что главный вопрос не в том, признаётся ли «первенство» или не признаётся, а в том, как в православии понимается это «первенство».
Как пояснил Иларион, в соответствии с православной канонической традицией «первый» предстоятель понимается как «первый среди равных», но в Константинопольском патриархате закрепилось понимание «первенства», фактически копирующее римско-католическую модель церковного устройства. Именно такое понимание, чуждое православию, изложил митрополит Элпидофор (Ламбриниадис) в своей статье под названием «Первый без равных», опубликованной на официальном сайте Константинопольского патриархата. В этой статье утверждается, что константинопольский патриарх обладает исключительными властными полномочиями, которых нет и принципиально не может быть у остальных предстоятелей поместных православных церквей. Именно такое понимание Константинополем «первенства» Русская церковь отвергает, как не соответствующее ни Преданию Церкви, ни православной экклезиологии, пояснил Иларион.
Раскольники призывают РПЦ не раскалывать раскол
Свою лепту в информационно-психологическую войну за интерпретации канонов и событий вокруг вопроса автокефалии ПЦУ попытались внести сторонники украинских раскольников. 23 января российский медиаресурс «Сноб.ру» опубликовал интервью архимандрита Кирилла Говоруна, в прошлом приближенного патриарха РПЦ, но поддержавшего в 2014 году украинских раскольников и, по некоторым сведениям, даже бывшего одним из кандидатов на пост предстоятеля «новой автокефальной церкви Украины».
В попытке утвердить свою виртуальную реальность уже прямо заголовком интервью провозглашается, что «украинского раскола больше нет». Отвечая на вопросы интервьювера, Говорун констатирует, что да — надежды на массовый переход паствы УПЦ МП в ПЦУ после получения последней томоса не оправдались, однако большой и необратимой победой он считает признание ПЦУ со стороны Александрийского патриархата и Элладской церкви.
При этом особое внимание Говорун обращает на «турбо»-скорость признания ПЦУ данными церквями, ведь не прошло и 150 лет, в течение которых, например, томоса пришлось ждать РПЦ после ее фактического обособления в середине XV века. Этот факт вселяет в Говоруна надежду, что «вскоре последуют новые признания».
Но главный концепт, продвигаемый Говоруном, и который вынесен в заголовок интервью, заключается в следующем. После того, как ПЦУ якобы обрела каноничность получением томоса от Константинополя, все православные церкви на Украине — и УПЦ и ПЦУ — стали «равноправными». Таким образом, верующие той и другой церкви теперь могут находиться в общении друг с другом. И в этом смысле, по версии Говоруна, «раскола больше нет», а РПЦ, мол, своими действиями, направленными на разрыв отношений, пытается сохранить раскол «искусственно и исключительно на административном уровне».
В конечном итоге, считает Говорун, РПЦ, «ступив на путь разрыва отношений и самоизоляции», идет в тупик, из которого нет выхода, если, конечно, РПЦ не перестанет «играться в раскол», то есть, переводя на русский язык с иезуитского, признает как мелких украинских раскольников, так и крупных — с Фанара.
К русофобии уже привыкли
В свою очередь, 26 января глава Патриаршей комиссии РПЦ по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов в эфире радио «Радонеж» выразил уверенность в правильности выбранной РПЦ линии в конфликте с Константинополем. По словам протоиерея, он «очень рад» случившемуся расколу, потому «что Церковь очищается» и в конечном итоге эти события пойдут на пользу мировому православию.
Отдельно Смирнов отметил «русофобскую» позицию трех церквей, признавших автокефалию ПЦУ. По его словам, эти церкви, состоящие в основном из этнических греков, безобразно относятся к России как таковой, прямым проявлениям чего сам протоиерей был неоднократным свидетелем. Так, например, он вспомнил об их акции, когда все медные таблички на русском языке были сняты с мест, где бывал российский император или наследник. Эти таблички свидетельствовали о том, что данные места «освящены появлением царской особы». Также Смирнов припомнил случай на одном мероприятии, где митрополит Элладской церкви, думая, что среди присутствующих нет русских, начал речь со слов: «Слава Богу, среди нас русских нет».
Прекратить поминать константинопольского патриарха, уверен Смирнов, следовало еще четверть века назад, когда Варфоломей «вопреки всем канонам» создал в Эстонии структуру, параллельную канонической церкви.