Деньги или влияние США? Что стоит за конфликтом медиа-корпораций в Сербии
Обстоятельства конфликта
17 января 2020 г., по требованию United Media (UM), были отключены от эфира 11 телеканалов в сетке телевизионного холдинга Telekom Srbija, в основном спортивных, но не только. Отключению подвергся главный оппозиционный телеканал Сербии N1. Отключению предшествовали проваленные переговоры двух концернов, формальным поводом для которых послужило перезаключение договоров о сетке вещания в сегменте Сербии. Обе стороны в процессе конфликта выдвинули небессмысленные коммерческие обвинения против друг друга, однако то с одной стороны, то с другой проговаривались, что проблема далеко не только в вопросах рынка. Ее бы и хотелось обсудить.
Но перед тем как перейти к обсуждению конкретных высказываний, стоит коротко рассмотреть региональный контекст, в котором происходит война двух медиа-корпораций.
Региональный контекст
Некогда объединенные единым государством Югославия, Сербия и Черногория всегда были близкими по духу странами, однако 5 июня 2017 года Черногория вступила в НАТО, после этого шага начался медленный дрейф государств в разные стороны. Очередным витком данного размежевания послужил закон, подписанный президентом Черногории Мило Джукановичем «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин».
Читайте также: Сопротивление с молитвой. В Черногории верующие вышли против скандального закона о Церкви
Итогом закона стало требование к религиозным организациям подтвердить свои права на собственность, что оспорило права на имущество Сербской православной церкви на территории Черногории. В результате произошел раскол православной церкви, что вылилось в многочисленные акции верующих как в Сербии, так и в Черногории.
Читайте также: В Подгорице 40 000 прихожан СПЦ провели литургию на улицах города
Политические и иные последствия тоже не заставили себя ждать. Так, 17 января были задержаны властями Черногории редакторы независимых новостных порталов ИН4С и Borba, поддерживающих Сербскую позицию и выступающих против членства Черногории в НАТО. Посольство США в Черногории «поняло» причины задержания журналистов.
Но вернемся к рассмотрению медиа-конфликта: кто же действующие лица и кого они представляют?
Действующие лица
Первое действующее лицо Telekom Srbija (TS) — это телекоммуникационная компания, предоставляющая услуги в сфере мобильной связи, доступа в интернет, владеет рядом кабельных каналов и СМИ, штаб компании находится в Белграде. Основана компания была путем преобразования «Почты Сербии» в 1997 году. На 2012 год основным акционером было правительство Сербии, держащее 58,11% акций холдинга. На данный момент государство осталось основным акционером компании, что подтверждают обе стороны конфликта.
Второй участник противостояния — это United Group (UM), компания также работает в сфере телекоммуникации и медиа, предоставляя свои услуги во всех балканских странах, владеет консорциумом платных телеканалов United Media. Главный офис компании в Амстердаме. Владеет компанией инвестиционный фонд BC Partners, который приобрел ее 4 марта 2019 года у другого инвестиционного фонда Kohlberg Kravis Roberts (KKR). Входит в конгломерат CNN INTERNATIONAL.
От действующих лиц перейдем к деталям конфликта. Рассмотрим высказывания обеих сторон, которые они делали на своих подконтрольных площадках.
Позиция Telekom Srbija
Так, 26 января, в ходе пресс-конференции Telekom Srbija, генеральный директор Предраг Шулибрк основной упор в противостоянии сделал на сугубо коммерческие конфликты. Предраг Шулибрк сетовал на большие уступки по отношению к United Media, он заявил и о более высокой плате за трансляцию телеканалов, которую назначили в UM и на которую TS согласились, и о требовании удаления части пунктов из договора, на что тоже пошла TS. Несмотря на все уступки, холдингом было получено письмо от UM с требованием отключения каналов от сетки вещания до 22:30, с угрозами материальной и уголовной отвесности в случае неисполнения данного требования. TS подчинилась.
Однако сказано было не только это, также было заявлено, что главная причина ограничительных мер — это расширение и укрепление государственного холдинга Telekom Srbija.
«Намерение SBB ( один из телеканалов консорциума United Media— прим. ИА Красная Весна) состояло в том, чтобы полностью покорить территорию Сербии. Они всячески пытались подписать такие соглашения с международными каналами через эксклюзивные соглашения и исключили Telekom Srbija, примером тому служат каналы Fox», — заявил Предраг Шулибрк.
А действия по отключению рейтинговых спортивных каналов в довесок к информационным — это больше похоже на шантаж.
«Более 90 процентов граждан уже 18 января утром позвонили в колл-центр, чтобы попросить в первую очередь Спортивный клуб», —сказал генеральный директор Telekom Srbija
Также Предраг Шулибрк отметил, что TS более 10 лет не могла расширятся из-за различных ограничений, и что время для развития и укрепления пришло.
Другое интервью: 26 января премьер-министр Сербии Ана Брнабич в интервью Hit Pink TV заявила, что проблема UM и TS — это сугубо бизнес-проблема.
«Telecom пытается любой ценой найти выход, но, предложив продлить выпуск всех каналов United Group, она попросила Telecom закрыть все свои каналы к концу дня. И тогда начинается худшая политическая кампания, или шантаж, когда Telekom принимает все их условия, и если он не принимает, он скажет, что существует цензура», — сказала Ана Брнабич.
Однако в тот же день посол США в Белграде Энтони Годфри в эфире телеканала Pink заявил, что не будет вступать в коммерческий спор, однако в интересах Сербии, чтобы средства массовой информации охватили как можно более широкую аудиторию, добавив: «Было бы лучше, если бы N1 транслировала свою программу как можно большему числу зрителей».
Позиция United Media
Рупором UM стало главное оппозиционное СМИ Сербии телеканал N1, знаменитый своей критикой властей Сербии. Одновременно с пресс-конференцией TS, N1 призвал своих зрителей записывать видео с требованием вернуть N1 в эфир, маркируя их тэгом #DaSeVidiN1, в дальнейшем организуя информационную компанию из этих видео. В отличии от Telekom Srbija, N1 связал конфликт прямо с политическими интересами, уделив совсем немного времени чисто коммерческому срезу конфликта.
Кроме того, United Group осудила публикацию письма Telekom Srbija о запрете вещания телеканалов: «Мы с сожалением пришли к выводу, что впервые наша деловая переписка публикуется в бульварной прессе компанией, как это сделала Telekom. Мы являемся неправильным адресом для этой самой низкой формы давления, потому что ни одна серьезная и цивилизованная компания не передает деловые контракты таблоидам».
Обвинения в государственном контроле тоже не заставили себя ждать.
«Телевизионные станции с национальными частотами и таблоидами сообщают о взглядах Telekom только в течение последних нескольких дней и игнорируют нас или просто принимают части наших заявлений, чтобы поставить их в контекст, который обвиняет United Group. Это является еще одним доказательством того, что вместо вопроса коммерческих переговоров это попытка полностью захватить рынок и усилить монополию государственной компании с помощью государства Сербия», — сказали в United Group.
Также UG обвинила премьер-министра Сербии Ану Брнабич в обмане людей.
«В то же время менеджеры Telecom нелепо обвиняют нас в том, что мы являемся лидерами кабельного картеля, что мы работаем нелегально, обвиняя нас даже в том, что мы препятствовали развитию Telekom до 2012 года», — заявили в United Group.
United Group расценила публичное выступление премьер-министра как еще одну попытку, с помощью государства, устранить N1 как конкурента и укрепить монополию Telekom по всей Сербии, сообщил N1.
Итоги
Итак, что же видно, помимо чисто коммерческих вопросов, в противостоянии двух медиа-холдингов? Набирающая силу, расширяющаяся государственная компания Telekom Srbija, препятствующая этому расширению международная компания United Group, под крылом которой находится держатель платных телеканалов United Media, поддерживаемая СNN.
Свидетельством чего является попытка небольшой Сербии взять под контроль медиа в стране, а главное, откуда такая прыть в противостоянии и международному холдингу, и послу США?
Я сделаю свое предположение: возможно, только возможно, процессы, происходящие в Сербском телевидении, говорят о каких-то более глубоких подвижках в мире. Тут можно вспомнить и заключенный контракт государственного холдинга с консервативным телеканалом FOX, который многие называют любимым телеканалом президента США Дональда Трампа. И противостоящие этому холдингу CNN, которые олицетворяют собой либеральный глобализм, часто критикуемый тем же Дональдом Трампом.
Тут можно вспомнить и позицию России в международном мире, и особую близость России и Сербии. Тесные экономические и политические контакты с Китаем.
Возможно, в призме небольшого конфликта между телевизионными консорциумами в Балканских странах мы видим новые столкновения и новые союзы консервативных мировых игроков и глобального постмодернистского сообщества.