«Соединенные Штаты, наши союзники и партнеры обеспокоены продолжающимся многокомпонентным наращиванием вооруженных сил России, ее более жесткой позицией, новыми военными возможностями и провокационными действиями, в том числе вблизи границ союзников по НАТО»

Ответ США на предложения России по безопасности — полный перевод

Виктор Говорков. Советский плакат. Фразы и базы. 1952
Виктор Говорков. Советский плакат. Фразы и базы. 1952

2 февраля испанская газета El Pais опубликовала оказавшийся в ее распоряжении полный текст ответа США на предложения России по новой системе договоренностей касательно коллективной безопасности в Европе. В распоряжении издания также оказался текст ответа НАТО.

Главными пунктами российских предложений были подписание юридически обязующих гарантий по безопасности, отказ НАТО от дальнейшего расширения на восток и от размещения своих вооружений в сопредельных с Россией странах.

МИД России и Государственный департамент США подтвердили подлинность документа, опубликованного El Pais. США ранее настаивали на том, чтобы тексты предложений обеих сторон касательно возможных договоренностей в сфере безопасности не предавались гласности. Теперь стало понятно, почему.

ИА Красная Весна публикует полный перевод документа.

Области взаимодействия для укрепления безопасности

Введение

Соединенные Штаты готовы работать над достижением взаимопонимания с Россией вместе с нашими трансатлантическими союзниками и партнерами по актуальным вопросам безопасности. Мы готовы обсудить договоренности или соглашения с Россией по вопросам, представляющим двусторонний интерес, включая письменные, подписанные документы, для решения вопросов нашей безопасности. В ответ на просьбу России предоставить прямой письменный ответ на проект двустороннего договора, предложенный Россией, и в соответствии с нашим обещанием ставить собственные вопросы, представляющие интерес, ниже перечислены вопросы, по которым США готовы обсудить взаимные обязательства или действия, и форматы, на которых каждый из них должен быть рассмотрен. Некоторые вопросы потребуют нескольких форматов, чтобы обеспечить надлежащее участие союзников и партнеров.

Мы готовы взаимодействовать с Россией на двусторонней основе в рамках российско-американского диалога по стратегической стабильности (ДСС), в Совете Россия — НАТО (СРН) и в ОБСЕ в поисках конкретных улучшений в области европейской безопасности. В рамках этих диалогов Соединенные Штаты открыты для обсуждения вопросов безопасности, представляющих интерес для России, США, наших союзников и партнеров. Вопросы, связанные с НАТО, включая те, которые поднимаются в предложенном Россией договоре с НАТО, будут рассматриваться Альянсом отдельно. Соединенные Штаты намерены обсуждать все вопросы, затрагивающие безопасность Европы, с нашими союзниками и партнерами. Соединенные Штаты продолжают твердо поддерживать политику открытых дверей НАТО и считают, что СРН является подходящим форумом для обсуждения этого вопроса (статья 4 предлагаемого Россией двустороннего договора).

Соединенные Штаты вступают в этот процесс из лучших побуждений и с целью укрепления евроатлантической безопасности. А Россия тем временем разместила более 100 000 военнослужащих на границе с Украиной, оккупировала Крым и разжигает конфликт в Донбассе. В предложенных договорах Россия выдвинула ряд требований, которые подрывают принципы, принятые ею в предыдущих документах. Необходимо, чтобы обсуждение проходило с опорой на базовые основополагающие документы по европейской безопасности, включая Хельсинкский заключительный акт, Основополагающий акт Россия — НАТО, Парижскую хартию, а также Устав ООН, в которых закреплены принципы суверенитета, территориальной целостности и право государств выбирать механизмы безопасности и союзы, а также уважение прав человека и основных свобод, включая свободу слова, свободу мирных собраний и свободу религии (статья 2 предлагаемого Россией двустороннего договора).

Мы также готовы к обсуждению понятия неделимости безопасности — и наших соответствующих интерпретаций этого понятия, — которое поднимается в статье 1 российского проекта двустороннего договора. Мы отмечаем, что это одна концепция в богатом контексте многочисленных обязательств, взятых государствами — участниками ОБСЕ друг перед другом, и ее нельзя рассматривать по отдельности. Мы серьезно относимся к взаимосогласованной концепции всеобъемлющей, совместной, равной и неделимой безопасности, изложенной в памятной декларации Астанинского саммита ОБСЕ 2010 года, где и США, и Россия также подтвердили неотъемлемое право каждого государства-участника на свободу выбора или изменения своих механизмов безопасности, включая союзнические договоры.

В ходе этого процесса Соединенные Штаты не будут отступать от наших ценностей, обязательств по международному праву и принципов, принятых на международном уровне. Соединенные Штаты вместе с нашими союзниками и партнерами продолжат поднимать дополнительные вопросы о деятельности России, влияющей на безопасность в евроатлантическом регионе.

Расстановка сил на Украине (Предлагаемые форумы: ДСС, ОБСЕ и Нормандский формат)

Позиция США. Соединенные Штаты готовы обсуждать взаимные меры прозрачности на определенных условиях и взаимные обязательства как США, так и России воздержаться от развертывания наступательных ракетных систем наземного базирования и постоянного контингента с боевой миссией на территории Украины. Мы продолжим консультации с Украиной по поводу этих обсуждений.

 Вопросы. Соединенные Штаты обеспокоены действиями российских подразделений и техники на Украине, включая дальнейшее наращивание вооруженных сил в Крыму и на границах Украины. Соединенные Штаты также обеспокоены тем, что Россия нарушает свои обязательства по Будапештскому меморандуму, в котором Россия обязалась, в частности, «уважать независимость и суверенитет и существующие границы Украины» и «воздерживаться от угроз или применения силы против территориальной целостности или политической независимости Украины». Россия предложила ввести ограничения на развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования (статья 6 предлагаемого Россией двустороннего договора).

Военные учения (Предлагаемые форумы: ДСС, СРН и ОБСЕ)

Позиция США. Соединенные Штаты, при консультациях с нашими союзниками и партнерами, готовы обсудить меры по повышению доверия в отношении крупных наземных учений в Европе, включая, но не ограничиваясь, обязательствами по уведомлению и модернизацией Венского документа. Мы с нашими союзниками и партнерами дали ясно понять в наших предложениях по модернизации Венского документа в ОБСЕ, что мы поддерживаем повышение военной прозрачности, что важно для снижения риска недоразумений и неверных действий. Соединенные Штаты, в консультации с нашими союзниками и партнерами по НАТО и на основе аналогичных обязательств России, также готовы изучить, в соответствующем контексте, улучшенный режим уведомления об учениях и меры по снижению ядерного риска, включая платформы стратегических ядерных бомбардировщиков.

Вопросы. Соединенные Штаты, союзники по НАТО и партнеры ясно выразили нашу обеспокоенность крупными российскими военными учениями и другими мероприятиями, которые проводятся без предварительного уведомления и надлежащей прозрачности. Невыполнение Россией в полном объеме своих обязательств по Венскому документу подрывает безопасность в Европе. Россия предложила ввести ограничения на военную деятельность и усовершенствовать механизмы по предотвращению опасных действий (статья 5 предлагаемого Россией двустороннего договора).

Военное маневрирование (Предлагаемые форумы: ССД, СРН и ОБСЕ)

Позиция США. Соединенные Штаты, консультируясь с нашими союзниками и партнерами, готовы изучить дополнительные меры по предотвращению инцидентов на море и в воздухе, которые не подрывают основные принципы международного права, в том числе путем обсуждения усовершенствований в рамках Соглашения об инцидентах на открытом море и в воздушном пространстве над ним (INCSEA) и создания дополнительных механизмов двустороннего устранения конфликтов. Соединенные Штаты, наши союзники по НАТО и партнеры по-прежнему готовы обсуждать предложения по усовершенствованию положений Венского документа, касающихся снижения риска.

Вопросы. Соединенные Штаты обеспокоены небезопасными маневрами России вокруг американских кораблей и самолетов в международных водах и воздушном пространстве. Соединенные Штаты также обеспокоены действиями России, нарушившими права и свободы судоходства, а также международную торговлю в Черном и Азовском морях. Помимо этого, невыполнение Россией своих обязательств по разделу Венского документа, касающемуся снижения рисков, вызывает озабоченность Соединенных Штатов и других наших партнеров по ОБСЕ. Россия предложила ограничить военную деятельность и усовершенствовать механизмы предотвращения опасных действий (статья 5 предлагаемого Россией двустороннего договора).

Ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования (Предлагаемый форум: ДСС, с дополнительными консультациями в СРН)

Позиция США. Соединенные Штаты в тесной консультации с нашими союзниками готовы начать обсуждение в рамках ДСС вопроса об ограничении вооружений применительно к ракетам наземного базирования средней и меньшей дальности и их пусковым установкам.

Вопросы. Соединенные Штаты, наши союзники и партнеры обеспокоены серьезными нарушениями Россией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), когда он был в силе, и продолжающимся производством и развертыванием Россией ракетной системы SSC-8 (9M729), а также других российских ракетных систем средней и меньшей дальности. Россия предложила ввести ограничения на развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования (статья 6 предлагаемого Россией двустороннего договора).

Расстановка сил США, НАТО и России (Предлагаемые форумы: ДСС, СРН и ОБСЕ)

Позиция США. Нынешняя расстановка сил США и НАТО является ограниченной, пропорциональной и полностью соответствует обязательствам по Основополагающему акту НАТО — Россия. Мы продолжаем воздерживаться от «дополнительного постоянного размещения значительных боевых сил», а также от размещения ядерного оружия в странах Восточной Европы. Вооруженные силы США в Европе составляют одну четверть от их уровня на момент окончания Холодной войны. Дальнейшее увеличение численности российских войск или дальнейшая агрессия против Украины заставит США и наших союзников укрепить оборонительную позицию. Соединенные Штаты готовы обсудить точки несогласия и рассмотреть возможности обсуждения вопросов по обычным вооруженным силам, включая повышение прозрачности и снижение рисков с помощью Венского документа, чтобы снять взаимные опасения.

Вопросы. Соединенные Штаты, наши союзники и партнеры обеспокоены продолжающимся многокомпонентным наращиванием вооруженных сил России, ее более жесткой позицией, новыми военными возможностями и провокационными действиями, в том числе вблизи границ союзников по НАТО, а также ее крупномасштабными учениями без предупреждения, продолжающейся военной оккупацией и наращиванием сил в Крыму и вблизи восточных границ Украины, размещением современных ракет двойного назначения в Калининграде и неоднократными вторжениями в воздушное пространство союзников по НАТО. Россия предложила ограничить военную деятельность и усовершенствовать механизмы предотвращения опасных действий (статья 5 предлагаемого Россией двустороннего договора).

Система противоракетной обороны Aegis Ashore (Предлагаемый форум: ДСС, с дополнительными консультациями в СРН)

Позиция США. Соединенные Штаты готовы обсудить, консультируясь с союзниками и с их необходимого согласия, механизм прозрачности для подтверждения отсутствия крылатых ракет «Томагавк» на объектах ПРО Aegis Ashore в Румынии и Польше, при условии, что Россия предложит ответные меры прозрачности на двух базах ракет наземного базирования в России по нашему выбору. По этому вопросу мы должны будем проконсультироваться с союзниками по НАТО, включая Румынию и Польшу.

Вопросы. Россия предложила ввести ограничения на развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования (статья 6 предлагаемого Россией двустороннего договора) и ранее утверждала, что США могут запускать крылатые ракеты средней дальности «Томагавк» с объектов ПРО Aegis Ashore.

В развитие Договора СНВ-III (Предлагаемый форум: ДСС)

Позиция США. Мы разделяем цель сохранения ограничений на средства доставки межконтинентальной дальности, на которые в настоящее время распространяется действие СНВ-III — МБР, БРПЛ и тяжелые бомбардировщики с ядерным вооружением. Кроме того, необходимо включить новые виды средств доставки межконтинентальной дальности с ядерным оружием в последующие соглашения по контролю над вооружениями. Мы также должны рассмотреть вопрос о нестратегическом ядерном оружии и неразмещенных на средствах доставки ядерных боеголовках. Мы предлагаем немедленно начать обсуждение дополнений к договору СНВ-III. Соединенные Штаты готовы в рамках СНВ обсудить включение в будущие соглашения и договоренности по контролю над вооружениями все ядерные вооружения США и России, включая так называемое «нестратегическое ядерное оружие». Мы также выразили готовность обмениваться через СРН взаимными брифингами по ядерной политике России и НАТО, а также содействовать прозрачности и усилиям по снижению рисков.

Вопросы. Соединенные Штаты, а также наши союзники и партнеры очень обеспокоены большим и ничем не ограниченным запасом России нестратегического ядерного оружия и разработкой новых систем доставки ядерного оружия межконтинентальной дальности, которые в настоящее время не учитываются в Договоре СНВ-III. Соединенные Штаты и союзники по НАТО также обеспокоены усилиями России по диверсификации и расширению своего ядерного арсенала и размещением современных ракет двойного назначения и нестратегического ядерного оружия вблизи границ союзников по НАТО. Россия предложила запретить размещение ядерного оружия за пределами национальной территории (статья 7 предлагаемого Россией двустороннего договора). Россия выразила обеспокоенность по поводу готовности США начать переговоры о заключении соглашения о дополнении к договору СНВ-III.

Заключение

Соединенные Штаты вместе с нашими союзниками и партнерами поддерживают усилия по укреплению безопасности евроатлантического пространства и считают, что диалог по вопросам, вызывающим озабоченность, способен привести к значимым результатам. Такой диалог должен проходить в рамках соответствующих форматов, включая ОБСЕ и Совет Россия — НАТО, и должен поддерживать основополагающие принципы европейской безопасности, воплощенные в таких основополагающих документах, как Хельсинкский заключительный акт. Позиция правительства Соединенных Штатов заключается в том, что прогресс по этим вопросам может быть достигнут только в условиях деэскалации в отношении угрожающих действий России в отношении Украины.

Читайте также: Ответ НАТО на предложения России по гарантиям безопасности — полный перевод