Фотографию Земли с космической станции сделать трудно. Российские космонавты освоили это сложное искусство, однако выставку их фотографий найти в павильоне «Космос» нелегко

Легко ли разглядеть «Землю в иллюминаторе» на ВДНХ?

Изображение: Каталог выставки «Земля в иллюминаторе»
«Ёрш Ершович» — фото Михаила Тюрина
«Ёрш Ершович» — фото Михаила Тюрина

27 фотографий Земли из космоса, сделанных вручную советскими и российскими космонавтами, выставили на внешней стене черного мультимедийного отсека в павильоне «Космос» на ВДНХ организаторы выставки космической фотографии «Земля в иллюминаторе».

Выставка посвящена Юрию Гагарину. И Герману Титову — первому фотографу в космосе. Это может показаться странным, но организаторы как будто отказались от мысли «показать товар лицом», и каталог выставки производит намного более сильное впечатление, чем реальная экспозиция.

Изображение: Олег Константинов (С) ИА Красная весна
Мультимедийный павильон в «образовательном» секторе павильона формой и цветом явно отсылает к «черному камню» из фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001»
Мультимедийный павильон в «образовательном» секторе павильона формой и цветом явно отсылает к «черному камню» из фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001»

На подходе к выставке вас встретит чудо российской робототехники.

Изображение: Олег Константинов (С) ИА Красная весна
Робот Федор не имеет отношения к выставке, но стоит перед ней и старательно претендует на ваше внимание
Робот Федор не имеет отношения к выставке, но стоит перед ней и старательно претендует на ваше внимание

Андроид «Федор» гордо покажет вам вас же. Фотографии выставки за это время превратятся в тематический фон, что-то вроде фотообоев. Пообщавшись с прибором, вы пойдете рассматривать, «что там ещё на стене было», или проследуете прямо в комнату интерактивных игр?

Изображение: Олег Константинов (С) ИА Красная весна
Общение с андроидом. Какими тусклыми кажутся гора Эверест и Черное море на фоне светящегося шарика за роботом
Общение с андроидом. Какими тусклыми кажутся гора Эверест и Черное море на фоне светящегося шарика за роботом

Светящиеся объекты привлекают больше внимания, чем самые мощные, но «неподсвеченные» композиции. Организаторы фотовыставки не знали об этом или им «выкрутили руки»?

Изображение: Олег Константинов © ИА Красная Весна
Диодная Земля
Диодная Земля

Что же может увидеть сознательный посетитель павильона № 34 «Космонавтика и авиация», который пришел именно на фотовыставку?

Изображение: Олег Константинов (С) ИА Красная Весна
В центре внимания шторм «Гектор», запечатленный российским космонавтом Олегом Германовичем Артемьевым
В центре внимания шторм «Гектор», запечатленный российским космонавтом Олегом Германовичем Артемьевым

В XXI веке мы привыкли к техническим изображениям земной поверхности из космоса. Помимо военных, пользующихся своим банком изображений, и специалистов по наукам о Земле, активно использующим данные космосъемки в своей работе, люди сталкиваются с космосъемкой Земли в быту, в приложениях Яндекс.карты, Google maps, 2GIS и их аналогах. Космосъемка — важное и нужное дело, но это техническая, а не художественная деятельность.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Река Колорадо Глен-Каньон, США - фото Сергея Рязанского
Река Колорадо Глен-Каньон, США — фото Сергея Рязанского

Отличие фотографий в павильоне Космос в том, что их сделали не автоматические фотокамеры, а живые люди — российские космонавты с МКС, в основном. Выставка стартует с первых советских работ.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Герман Титов - второй космонавт человечества и первый фотограф в космосе
Герман Титов — второй космонавт человечества и первый фотограф в космосе

Сложно сказать, была ли съемка Германа Титова художественной, но он с полным правом считается первым фотографом в космосе. Знаменитые фотографии, опубликованные в сентябрьском номере журнала «Огонек» 1961 года, были распечатаны с кинопленки. Устройство, с которого Титов вел съемку — «Конвас-автомат» конструктора Василия Константинова, — было прорывным для своего времени.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Земля. Первый снимок из космоса, сделанный Германом Титовым в августе 1961. Распечатка с кинопленки
Земля. Первый снимок из космоса, сделанный Германом Титовым в августе 1961. Распечатка с кинопленки

Фотоработы других советских космонавтов, если они были, в каталог материалов не вошли. Современные российские космонавты снимают на цифровые японские фотоаппараты с чувствительной матрицей. Грамотная съемка с длиннофокусным объективом позволяет достичь разрешения до 2 м для объектов на поверхности планеты.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Фотограф-любитель - космонавт Михаил Тюрин на МКС
Фотограф-любитель — космонавт Михаил Тюрин на МКС

Рассказывает российский космонавт Михаил Владиславович Тюрин, за плечами которого три космических полета и пять выходов в открытый космос:

«Как-то в начале программы МКС при подготовке первой экспедиции в NASA возникла дискуссия о целесообразности использования на станции длиннофокусной оптики. Позиция американских экспертов была такова. Предельная величина фокусного расстояния для съемки „с рук“ из космоса — 400 мм.

В самом деле, станция летит со скоростью 8 км/с. Это значит, что при выдержке 1/500 сек „технический“ смаз будет 16 метров и лучшее разрешение невозможно. Плюс к тому закрепиться в невесомости толком нельзя, это тоже дополнительное движение…

В принципе, убедительно. Но, как известно, одна из ярких культуральных особенностей русских — недоверие к авторитетам. Наши сказали: „Ха! Закрепиться не за что? Так это ж хорошо! Надо научиться во время съемки вращаться вместе с камерой, да так, чтобы компенсировать смаз, получающийся за счет орбитальной скорости“.

К этой идее, разумеется, отнеслись скептически. А Сергей Крикалев, виртуозный мастер этого дела, накрутив себе на камеру не 400, а целых 800 мм, снял с орбиты территорию Космического центра в Хьюстоне со всеми подробностями и послал специалистам. В NASA до сих пор снимают шляпы, вспоминая этот случай!»

«Художественная съемка требует огромного терпения и мастерства, умения владеть аппаратурой. У космонавта нет времени „прицеливаться“. Он мгновенно должен „поймать“ свет, цвет, красивый вид, постараться, чтобы не было „смаза“. Удачный кадр дорогого стоит», — сообщает каталог выставки в разделе, посвященном творчеству Олега Котова.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Вулкан Куреницына, остров Онекотан, Россия - фото Сергея Рязанского
Вулкан Куреницына, остров Онекотан, Россия — фото Сергея Рязанского

«На орбите, едва ли не каждую свободную минуту я только и делал, что снимал, жадно собирая в объективе своего фотоаппарата частицы космической Земли. Правда, сложность в том, что космическая станция летит со скоростью 28 000 километров в час и преодолевает почти 400 метров за то время, пока мы успеваем моргнуть один раз. У тебя есть буквально секунды на то, чтобы запечатлеть привлекший внимание вид или объект», — делится впечатлениями Сергей Рязанский.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Владивосток, Россия - фото Сергея Рязанского
Владивосток, Россия — фото Сергея Рязанского

Представляется, что именно фотографий Сергея Рязанцева, очень зрелых и сильных по композиции и цветовому решению, больше всего не хватает на действующей выставке в павильоне Космос.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Мангровые заросли на острове Кешм, Иран - фото Сергея Рязанского
Мангровые заросли на острове Кешм, Иран — фото Сергея Рязанского

Космонавты и руководители отрасли в буклете на разные лады варьируют тезиз о «хрупкости нашей Земли», однако одно из самых сильных впечатлений от фотографий с орбиты — гармония человеческих и природных структур на поверхности планеты.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Кувейт - государство в северо-восточной части Аравийского полуострова - фото Сергея Рыжикова
Кувейт — государство в северо-восточной части Аравийского полуострова — фото Сергея Рыжикова

«Зачастую, бросая взгляд на окружающую космическую действительность, мы, космонавты, не сразу осознаем, что именно перед нашими глазами. Сначала эмоции: восторг от неописуемой красоты, восхищение и еще миллион чувств и только потом — осознание, понимание, что это за точка или природное явление», — приводит слова Рязанского каталог выставки.

Изображение: Каталог фотовыставки «Земля в иллюминаторе»
Водохранилище Насер, Египет - фото Сергея Рязанского
Водохранилище Насер, Египет — фото Сергея Рязанского

«Космонавтам часто задают вопрос, не случилось ли каких изменений в мировоззрении под влиянием всего увиденного и прочувствованного в полете? Космонавты, вообще-то, люди крепкие и бывалые. Не думаю, что что-то могло сильно поменяться. Однако про себя замечу: появилось понимание более полной гармонии окружающего нас мира. Он будто зазвучал, как оркестр в сравнении с фортепьяно», — отметил Михаил Тюрин.

Изображение: Каталог выставки космической фотографии «Земля в иллюминаторе»
Иран - фото Михаил Тюрин
Иран — фото Михаил Тюрин

«Даже хорошо узнаваемые географические объекты как будто переоделись и смотрелись совсем иначе, нежели при нашей первой встрече. Как в одну реку невозможно войти дважды, так же невозможно увидеть одну и ту же картину за пределами МКС. Уже через миг то же место на карте Земли будет выглядеть иначе», — поделился впечатлением Сергей Рязанский.

Изображение: Каталог выставки космической фотографии «Земля в иллюминаторе»
Горы Серрания-дель-Орнокаль, Аргентина - фото Сергея Рязанского
Горы Серрания-дель-Орнокаль, Аргентина — фото Сергея Рязанского

Помимо ландшафтов Земли, важное место в фотографическом творчестве обитателей МКС занимают рукотворные космические объекты. Здесь и очаровательные «маневры-перевороты» шаттлов, которые должны «показывать брюшко» МКС — для фотографирования на предмет повреждений, стыковки на красивых фонах.

Изображение: Каталог выставки космической фотографии «Земля в иллюминаторе»
МТК «Индевор» перед маневром-переворотом - фото Олега Котова
МТК «Индевор» перед маневром-переворотом — фото Олега Котова

Да и просто «внекорабельная деятельность» — работы в открытом космосе.

Изображение: Каталог выставки «Земля в иллюминаторе»
Выход в открытый космос
Выход в открытый космос

Часть фотографий наших космонавтов даже убрали за слои стекла, добившись стереоэффекта и даже особой динамики, знакомой советским детям по календарям с «переливающейся картинкой». Вулканы со шлейфом из дыма выглядят объемно, интересно. Оммаж технологии линзорастровой печати должен польстить советским патриотам.

Изображение: Каталог выставки «Земля в иллюминаторе»
Извержение Ключевской Сопки, Камчатка, Россия - фото Сергея Рязанского
Извержение Ключевской Сопки, Камчатка, Россия — фото Сергея Рязанского

Бороться за внимание фотографиям космонавтов приходится всерьез, потому что организация павильона в целом не способствует тому, чтобы посетители рассматривали что-нибудь, что не светится, не дает обратную связь или не отвечает на прикосновения.

Тренд замены технического прогресса мультимедийными иллюстрациями здорово бросается в глаза в павильоне. Очевидцы сообщают, что количество экспонатов заметно снизилось по сравнению с советским периодом. Высвободившееся пространство занимают интерактивные стенды с трехмерными роликами, имитатор центра управления полетами, светящийся диодный экран на внешней стене «5D кинотеатра», демонстрирующий смену дня и ночи на планете. Впечатление пустоты от этого не уходит.

Показать все космические объекты в ограниченном пространстве невозможно, однако баланс между реальным космосом и «образовательным контентом» сейчас здорово смещен в цифровую сторону. Причем организаторы как будто совершенно не смущены вторичностью своих материалов.

Изображение: Олег Константинов (С) ИА Красная Весна
Переводные образовательные программы павильона Космос
Переводные образовательные программы павильона Космос

Глубочайшее изумление испытываешь, когда вернувшись из интерактивного рая, открываешь каталог выставки и обнаруживаешь там потрясающие снимки, сделанные с соблюдением всех творческих канонов лучшими людьми в космической отрасли, которые на выставке представлены не были. Кажется, что на ВДНХ предпочли фотоработам космонавтов «цифровой контент» безвестных дизайнеров и программистов.

Скорее всего, странности связаны со столкновением интересов составителей выставки и политикой павильона № 34. Показать что-то настоящее и художественное в обновленном центре «Космонавтика и авиация» — сложно. А на отделение фотографий от большой основной экспозиции, как в случае выставки советских плакатов о покорении космоса, которые демонстрируют в отдельном закутке, — авторы не согласились.

«Конечно, всё отреставрировали до невероятной красоты. Я никогда не видел павильон „Космос“ таким вылизанным. Конечно, очень правильно, что убрали из павильона рынок, который был издевательством над страной. Конечно, хорошо, что есть экспозиция, посвященная космосу», — поделился Олег, один из посетителей выставки, впервые посетивший экспозицию после обновления в 2018 году.

Изображение: Олег Константинов (С) ИА Красная Весна
Павильон Космос: историческая часть экспозиции
Павильон Космос: историческая часть экспозиции

«От всех этих телевизоров есть ощущение, что всё это игра. А на ВДНХ ощущения игры никогда не было. В том павильоне, который был сожран рынком, жила мечта о покорении Космоса. Когда был рынок — это ощущалось как унижение. В зале с куполом висел портрет Гагарина с голубем, завешанный пыльной белой простыней, Гагарин улыбался сквозь нее и смотрел на рыночные ряды. Это был позор и трагедия. А сейчас есть неистребимое ощущение интерактивной игры. Есть ощущение, что на этих экранах можно показать всё, что угодно. Пообещать что угодно, и всё это останется на экране», — поделился своими впечатлениями Олег, который живет рядом с ВДНХ с самого детства.

Изображение: Олег Константинов (С) ИА Красная Весна
Сферический экран, спутник и звезда в верхнем кольце купола павильона Космос, ВДНХ. Апрель 2021
Сферический экран, спутник и звезда в верхнем кольце купола павильона Космос, ВДНХ. Апрель 2021

Общая идея историчности экспозиции в чем-то сохранилась с советского времени, но производит впечатление неустойчивости. Макет новейшего российского спутника («Луч 5А» — ретранслятор на геостационарной орбите) висит под советской звездой, но от зрителей его как-будто «отжимает» диодная сфера «космических развлечений» в современном духе.

Покидая павильон № 34 «Космонавтика и авиация» ВДНХ в апреле 2021 года, сложно отделаться от впечатления, что воочию увидел, как освободившееся место в пространстве, организованном советским проектом, занимают цифровые пузыри российской действительности.

После 30 апреля выставка переедет в Калугу. Затем Красноярск, Железногорск, Барнаул и малая родина Германа Титова — село Полковниково в Алтайском крае. Будем надеяться, что у организаторов будущих экспозиций не возникнет таких же проблем, как в Москве.

Читайте также: Что будет с МКС, и почему мы еще не на Марсе — интервью с космонавтом