«Серые волки» в Германии
Турецкая праворадикальная организация «Серые волки», имеющая, в отличие от большинства подобных, четкую политическую программу, идеологию и даже метафизику, давно на слуху в России и на Западе. Уж точно, что с 1981 г., когда одним из ее членов было совершено покушение на папу Иоанна Павла II. Но с течением времени эта террористическая организация, которой прежде «пугали детей», стала наращивать респектабельность, участвовать в электоральном процессе, а на последних выборах в Турции даже заняла изрядное количество мест в парламенте.
Но в ноябре 2020 года, на фоне произошедших ранее во Франции терактов, кабинет министров Пятой республики принял решение о запрете в стране структур, принадлежащих этому турецкому ультраправому движению. Одновременно о запрете «Серых волков» стали говорить политики в Германии, где члены данной организации уже многие годы находятся под наблюдением ведомства по защите Конституции.
18 ноября бундестаг согласовал проект резолюции о запрете «Серых волков» в Германии. В резолюции парламентарии предлагают правительству ФРГ запретить организации, связанные с движением «Бозкурт». «Бозкурт» — официальное название движения «Серых волков», которое переводится как «Идеалисты».
Ситуация, казалось бы, однозначна — после провалившейся попытки мультикультурализма и крайне неудачной миграционной политики последних лет, на фоне исламизации Европы и множества совершенных на ее территории терактов, ЕС наконец, взял курс на борьбу с радикальными формами религии и ультраправым национализмом.
Однако при более пристальном взгляде можно обнаружить не только противостояние радикализму со стороны Евросоюза, но и вполне себе плодотворное с ним сотрудничество.
Отметим, что отношения Турции и Германии имеют долгую традицию — еще со времен Османской империи в период Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны, несмотря на официальный нейтралитет Турции, имело место тесное военное сотрудничество между турецкими властями и фашистской Германией вплоть до 1945 года.
После разгрома нацистов Турция оказалась быстро инкорпорирована в антисоветский блок западными спецслужбами и сохранила связи с нацистами в ФРГ и США, многим из которых удалось избежать наказания благодаря послевоенной программе денацификации. Результатом такого взаимодействия стало вступление Турции в НАТО в 1952 году.
Именно тогда движение «Бозкурт» стало частью натовской секретной антикоммунистической боевой сети «Гладио» и совершило ряд крупных терактов по всему миру. Визитной карточкой «Серых волков» в Европе стало покушение на папу римского Иоанна Павла II, осуществленное гражданином Турции Мехметом Али Агджой в 1981 году.
Однако все эти события не мешали тому, чтобы десятилетия подряд в Германии возникало множество турецких организаций, окормлявшихся идеологами движения «Бозкурт». Является ли нынешняя попытка бундестага запретить это движение в ФРГ свидетельством смены вектора европейской политики в отношении своего, пусть и секретного, но союзника?
История «Серых волков» в ФРГ берет свое начало в 60–70-х годах прошлого века, когда в Германию из Турции приехало много гастарбайтеров. Прибывшие мигранты обосновались в стране и стали организовывать турецкие локальные и региональные сообщества и клубы самого разного направления: родительские, культурные, центры турецко-немецкой дружбы и прочие.
Большинство этих организаций имели нейтральные названия, которые не предполагали никакой связи с политикой, хотя из названий некоторых сообществ можно было предположить близость с «Серыми волками». Например, «Турецкое сообщество идеалистов» (напомним, «Серые волки» называют себя «Идеалистами»).
Многие из этих клубов и сообществ вошли в региональные интеграционные советы ФРГ. В 1978 году часть локальных и региональных турецких сообществ основали федеральную структуру — Almanya Demokratik Ülkücü Türk Dernekleri Federasyonu (ADÜTDF) — Турецкая федерация сообществ «Идеалистов» в Германии. И снова: самоназвание федерации включает в себя отсылку к турецким «Серым волкам».
ADÜTDF — юридически самостоятельная и официально зарегистрированная в ФРГ организация со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне. Однако идеологически и по содержанию деятельности ее можно назвать дочерней структурой турецкой Партии националистического действия (ПНД), которая фактически и оформила движение «Серых волков» в Турции в начале 1970-х годов. Подобные ADÜTDF организации существуют не только в Германии, но и в других странах Европы: Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Австрии и Швейцарии.
По данным немецкого ведомства по защите Конституции (Bundesamt für Verfassungsschutz, BfV), ADÜTDF идеологически относится к одному из течений движения «Серых волков» которое курируется турецкой ПНД. Осевой идеей этого течения является ультраправый турецкий национализм и пантюркизм. Приверженность членов ADÜTDF идеям «Серых волков» BfV обосновывает распространением среди ее членов публикаций турецкого писателя, поэта, публициста, политика и крупнейшего идеолога пантюркизма Нихаля Атсыза (1905–1975).
Высказывания другого идеолога пантюркизма Абдуллы Чатлы, которого обвиняют в политических убийствах, также открыто распространяются многими региональными организациями, входящими в ADÜTDF. Кроме этого, их члены часто используют характерные приветствия и символы «Серых волков».
Рассмотрим деятельность ADÜTDF подробнее. Федерация устроена строго иерархически. Согласно уставу во главе организации, кроме правления и наблюдательного совета, находится также дисциплинарный совет, который определяет наказания за нарушение принципов федерации. Все региональные сообщества, входящие в нее, обязаны строго соблюдать требования головной организации. Например, сообщества обязаны точно выполнять решения федерации, передавать ей установленную часть собственных доходов, а также не предпринимать действий, не одобренных правлением федерации.
По данным BfV, в публичной сфере федерация ADÜTDF стремится представить своих членов как сторонников законопослушного поведения и культурного диалога с немцами. Однако в реальности они следует праворадикальной идеологии своей материнской партии ПНД. Поэтому ведомство по защите конституции ФРГ считает турецкую федерацию серьезным препятствием для интеграции выходцев из Турции в немецкое общество, а также опасным источником националистически-праворадикальных идей среди тюрков в Германии.
Концепция «Европейского Тюркизма» Алпарслана Тюркеша очень активно пропагандируется федерацией ADÜTDF. «Мы боремся за сохранение национальных и идеальных ценностей местного турецкого населения и их передачу следующим поколениям», — сказал председатель организации Сентюрк Догрюйол в мае 2009 года на федеральной конференции ADÜTDF в немецком городе Эссен. При этом даже после принятия выходцами из Турции немецкого гражданства «они сохраняют турецкие корни и являются почетными членами большого турецкого народа». «Мы, европейские турки, носим турецкий паспорт с гордостью и будем его носить с гордостью и дальше», — добавил Догрюйол.
В 2004 году ведомство по защите конституции федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия указывало на то, что «Серые волки» помогают «возникновению параллельного общества в Европе» и, таким образом, являются «препятствием на пути интеграции населения турецкого происхождения».
Из-за внутренних противоречий в 1988 году от ADÜTDF откололась часть входивших в федерацию сообществ и организовала собственное объединение — Турецко-исламский союз Европы (Avrupa Türk-İslam Birliği, ATIB). Аналогичным образом в 1994 году от ADÜTDF откололась другая группа сообществ и сформировала Европейско-турецкий союз (Avrupa Türk Birliği, ATB). Обе организации отличаются более радикальной исламской направленностью и более активной пропагандой пантюркизма.
ATIB своей официальной целью ставит сохранение турецкой культуры среди жителей Германии турецкого происхождения, а также выступает за культурный обмен с немцами. Однако в реальности члены этого союза являются последователями идеи пантюркизма и враждебно относятся к другим культурам и религиям, особенно к курдам и евреям.
Так же, как и ADÜTDF, они почитают и цитируют идеологов Великого Турана (Нихаль Атсыз, Алпарслан Тюркеш) и проповедуют образ турка-завоевателя. Отметим, что в 2019 году административный суд Мюнхена официально причислил ATIB к движению «Серых волков». Этот союз является также одним из главных основателей Центрального совета мусульман в Германии.
ADÜTDF, ATB и ATIB вместе объединяют в ФРГ более 300 организаций регионального и муниципального уровня и, по некоторым оценкам, насчитывают около 18 тысяч членов, что в несколько раз больше, чем численность ультраправой Национал-демократической партии Германии (НДПГ).
Провалившийся в июле 2016 года путч в Турции стал причиной усиления политики репрессий со стороны президента Реджепа Тайипа Эрдогана по отношению к его критикам, в том числе последователям движения «Хизмет», возглавляемого Фетхуллахом Гюленом. Именно Гюлена власти Турции обвинили в организации попытки путча. Такая политическая поляризация внутри Турции получила мощный отклик и в Германии, где произошла серьезная активизация «Серых волков». Например, 31 июля 2016 года на призыв Эрдогана выйти на демонстрацию откликнулось в Кёльне много тысяч человек. Во время демонстрации можно было увидеть множество флагов и символов «Серых волков». Характерное приветствие «волков» можно было увидеть также на демонстрации в Мюнхене. Кроме этого, в Берлине, Штутгарте, Гельзенкирхене и других городах произошли нападения на организации курдов, а также образовательные учреждения движения Гюлена «Хизмет». Эти действия приписываются турецким ультранационалистам.
В начале марта 2017 года в Гамбурге министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу выступал на территории Генерального консульства. Во время его выступления он сам и множество находящихся там слушателей демонстрировали приветствие «Серых волков».
После того как бундестаг в июне 2016 года принял резолюцию о геноциде армян, многие ее сторонники стали получать угрозы со стороны турецких ультранационалистов. Полиции даже пришлось взять 11 депутатов под защиту.
Связь немецких и турецких ультраправых
Немецкие ультраправые с их расизмом и неслучайным в этой связи ростом насилия, пришедшимся на 1970-е годы, рассматривались турецкими ультраправыми как союзники. Во всяком случае, так было во время их акций, касающихся турецких и курдских левых в Германии. Однако создалась парадоксальная ситуация: в связи с такой идеологической близостью им было трудно сформулировать четкую позицию в отношении враждебных действий немецких ультраправых по отношению к проживающим в Германии туркам.
В своем письме в 1977 году Алпарслан Тюркеш указывал на идеологическую близость турецкой ПНД и немецкой национал-демократической партии Германии (НДПГ): «… для достижения поставленных целей необходимо достичь единства действий нашей партии и НДПГ, а также использовать их опыт и методы». Немецкие неонацисты также выражали свою симпатию к турецким ультранационалистам. В 1978 г. видный немецкий националист и представитель военизированного «Фронта действий национальных социалистов» Михаэль Кюнен в одном из интервью сообщил: «Серые волки» — это своего рода наш эквивалент, хотя и в национальной традиции Турции, и мы испытываем большую симпатию к их целям».
Эта взаимная симпатия сохраняется на протяжении десятилетий. В 2009 году глава НДПГ в земле Гессен Йорг Кребс говорил следующее: «На недавних парламентских выборах в Турции в 2007 году единственная серьезная национальная турецкая партия — очень хорошо известная немецким активистам — ПНД (Партия националистического действия — «Серые волки») смогла получить захватывающие дух 14,29% и попасть в турецкий парламент.
70 депутатов от ПНД теперь представляют последовательно политику, которая ориентируется в первую очередь на интересы собственного народа и поэтому категорически отвергает вступление Турции в „плавильный котел“ Евросоюза. Поэтому ПНД является естественным союзником всех национально мыслящих немцев, которые также отвергают вступлению Турции в ЕС. На мой взгляд, это необходимо серьезно осмыслить с точки зрения взаимодействия с националистическими турками в ФРГ… Так как один принцип сегодня актуален как никогда: враг моего врага — мой друг!»
Однако идеологическая близость «Серых волков» и немецких ультраправых за все эти годы так и не привела к серьезной кооперации.
Единственное исключение составляют события апреля 2016 года в Нюрнберге, когда «Серые волки» вышли на демонстрацию бок о бок с неонацистской немецкой партией «Правые» против левых и членов Курдской рабочей партии.
Запрет «Серых волков» в Германии
Одним из главных сторонников запрета «Серых волков» в Германии является депутат бундестага турецкого происхождения от партии «Зеленые» Джем Оздемир. После запрета этого движения во Франции он с несколькими другими депутатами выступил с инициативой согласовать и принять совместно другими фракциями бундестага предложение о запрете «Серых волков» в ФРГ.
В интервью немецкому изданию Die Welt Оздемир обосновал свою инициативу тем, что организации ADÜTDF, ATB и ATIB представляют угрозу для определенных групп населения в Германии. Кроме этого, он указал на тесную связь «Серых волков» в ФРГ с турецкой разведкой, а также на постоянные попытки последователей этого движения проникнуть в структуры политических партий.
В качестве характерного примера можно привести случай в Мюльхайме-на-Руре. Несколько лет назад один из местных политиков Хасан Тунсер основал сообщество избирателей «Союз за образование». В это сообщество вступил Ферит Сентюрк и привел с собой много своих сторонников, а затем был избран в правление сообщества. Однако после этого Сентюрк официально заявил, что он является членом движения «Серых волков»: «Серые волки» [в Мюльхайме], к которым я принадлежу пассивно — и активно как член правления и как сопредседатель — это в среднем люди в возрасте 50 лет. Люди туда приходят на самом деле только попить кофе, по пятницам на молитву. Я представляю их».
При этом все обвинения в умышленном проникновении и попытке «захвата» политического объединения Сентюрк отверг. По его мнению, он просто привел своих сторонников, что соответствует демократическим процедурам.
В своем ответе на депутатский запрос правительство Германии указало на активную деятельность «Серых волков» среди турецкой молодежи в стране, особенно это касается различных спортивных и музыкальных клубов. В качестве примера приводится спортивный и музыкальный клуб Turan e.V., а также боксерский клуб Osmanen Germania, запрещенный решением суда в 2018 году.
Немецкие спецслужбы указывают на возможные связи «Серых волков» с радикальными исламскими организациями, например с «Братьями-мусульманами» (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Также подчеркивается, что турецкие ультранационалисты охотно взаимодействуют с DITIB — турецко-исламским союзом религиозных учреждений, который, в свою очередь, курируется турецким ведомством по вопросам религии (DIYANET). Отметим, что в праворадикальных исламских общинах проповедуют в основном имамы, присланные DITIB.
Согласно данным ведомства по защите конституции ФРГ (BfV), «Серые волки» в Германии являются крупнейшей ультраправой организацией. Однако очень сомнительно, что немецкие власти решатся в ближайшее время запретить их деятельность на территории страны.
Во-первых, правительство Германии опасается идти на острую конфронтацию с президентом Турции, который явно поддерживает «Серых волков». Евросоюз достаточно серьезно зависит от турецких властей в вопросе препятствования проникновению на территорию Европы больших потоков мигрантов из Азии и Ближнего Востока.
С другой стороны, в Германии члены движения стараются оставаться в правовом поле и довольно успешно прикрываются политикой мультикультурализма и дружбы народов. Немаловажным фактором является и численность тюрок в ФРГ. По разным оценкам, в стране проживают от 3 до 4 млн человек, имеющих турецкие корни.
Если также учесть тесную связь части «Идеалистов» с мусульманскими общинами, численность которых в Германии растет и достигла, повторим, 3-4 млн человек, то становится понятной осторожность властей ФРГ в вопросе запрета этого движения.
Однако запрет может быть инициирован на уровне Евросоюза, например, Францией и Австрией, между которыми уже обнаружилось тесное сотрудничество по этой теме на фоне произошедших недавно там терактов.
Заключение
Германия была и пока остается основным союзником Турции в Евросоюзе. Турция является одним из главных регуляторов потока беженцев в Европу и ее тесное сотрудничество с немецкими властями выгодно обеим сторонам: Германии это добавляет вес во внутриполитических играх в ЕС, а турецкие власти получают противовес традиционно враждебно настроенной к ней Франции и большую свободу действий на Ближнем Востоке.
Однако устремления Турции на вхождение в ЕС потерпели поражение, и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган очевидным образом взял курс на неоосманизм и пантюркизм. Напомним, Османская империя включала в себя также и территории балканских стран, которые сейчас являются частью ЕС.
В этой ситуации движение «Серых волков» в Германии и Евросоюзе становится инструментом именно этой новой неоосманской политики Турции и угрожает целостности Евросоюза. Вряд ли немецкие власти согласятся с таким развитием событий.
Пока же, несмотря на резолюцию бундестага и обнаружение военной контрразведкой ФРГ сторонников «Бозкурт» даже в бундесвере, власти Германии продолжают охотно сотрудничать с представителями организаций, связанных с турецкими ультраправыми.
Так, в июле 2020 года министерство иностранных дел ФРГ приняло на работу в отдел «Социальной ответственности и религиозных общин» генерального секретаря Центрального совета мусульман в Германии Нурхан Сойкан (Nurhan Soykan). Напомним, одним из основателей и членом правления этого совета является Турецко-исламский союз Европы (ATIB), который немецкие власти официально относят к «Серым волкам».
Однако это далеко не единственный пример. Здесь можно вспомнить о приеме делегации Центрального совета мусульман министром внутренних дел ФРГ Хорстом Зеехофером, а также о различных совместных мероприятиях правящей партии ХДС/ХСС с уже упоминавшимися DITIB, ATIB и «Союзом европейско-турецких демократов» (Union Europäisch-Türkischer Demokraten, UETD), который считается лоббистской организацией Эрдогана.
Резолюция бундестага, скорее всего, не будет иметь никаких последствий для движения «Бозкурт» в Германии. Это была необходимая формальная реакция на запрет, введенный Францией. Но Турция в своих неоосманских устремлениях создает почву для конфликтов не только на Кавказе, но и в восточном Средиземноморье — из-за газовых и нефтяных месторождений, а также на Балканах. Пока союзникам по НАТО удается урезонивать турецкие власти, но в случае нарастания внутренней нестабильности Евросоюза «Серые волки» могут стать передовым отрядом геополитического передела Европы.