Продукция фабрики «Шуйские ситцы» известна далеко за пределами Ивановской области

Центр текстильного производства в Шуе — что с ним сейчас? Фоторепортаж

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна

Фабрика «Шуйские ситцы» имеет очень богатую историю. Предприятие было основано в далеком 1820 году. Это крупнейшее текстильное предприятие региона. В год на нем производится 60 млн метров тканей, а численность сотрудников составляет 2500 человек.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Возле ХБК «Шуйские ситцы»
Возле ХБК «Шуйские ситцы»

Сама фабрика снаружи не особо привлекает внимание, однако самое интересное, как водится, скрывалось внутри.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Проходная
Проходная

Экскурсия на фабрику делится на две части — на мастер-класс и на экскурсию по производству.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
На мастерклассе
На мастерклассе

Мастер-класс начинается с видеоролика о предприятии, а также вводной информации о том, как производятся ткани.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна

Экскурсантов знакомят с текстильным делом, показывают и рассказывают, как и из чего ткутся ткани.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Волокна хлопка
Волокна хлопка

Работники текстильного комбината дали пощупать собравшимся настоящий хлопок, который уже прошел процесс рыхления и первичной очистки. Предложили попробовать его скрутить и сравнить разницу, как рвутся скрученные волокна и нескрученные.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Подсчет нитей
Подсчет нитей

Следующий момент был связан с плотностью ткани. Оказалось, что для того, чтобы ткань была плотной, в одном ее сантиметре должно быть 25 нитей. Каждому участнику мастер-класса выдали по кусочку ткани, на котором было отмерено расстояние в 1 см, и предложили посчитать количество нитей в этом отрезке, чтобы убедиться, соответсвует ли данная ткань стандартам плотности.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Подсчет нитей
Подсчет нитей

Следующим параметром качества является гигроскопичность, этот параметр отражает, насколько хорошо или плохо ткань способна поглощать воду. Качественные ткани должны отталкивать воду. Чтобы продемонстрировать, что именно имеется в виду, был проведен эксперимент с попаданием воды на ткань.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна

Капли не растеклись по ткани, а собрались в небольшие шарики.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Капли на ткани
Капли на ткани

По словам организаторов мастер-класса, компания «Шуйские ситцы» известна своим качеством, и недобросовестные предпрениматели иногда пытаются выдать свой товар за ткань «Шуйских ситцев».

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна

По словам экскурсоводов, отличить настящий ситец фабрики можно и по цене, которая не может быть очень низкой.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Подделка
Подделка

Участникам мастер-класса предложили убедиться в том, что контрафакт имеет очень низкое качество. Для этого было предложено проверить качество нанесения краски.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Проверка качества
Проверка качества

Экскурсантам выдали мокрые ватные палочки, которыми нужно было провести по ткани с рисунком. Ватные палочки очень быстро стали чернеть, что говорило о низком качестве продукта.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Ватные палочки
Ватные палочки

Для образцов ткани, платьев и другой продукции была отведена половина комнаты с манекенами, вешалками и шкафами.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Ткани
Ткани

На передвижных вешалках было выставлено множество образцов разноцветных тканей.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Осмотр тканей
Осмотр тканей

Напротив стояли манекены с красивыми платьями, которые были продемонстрированы в Париже на показе моды «Весна-2016», чем очень гордятся в Шуе, так как они были сделаны из шуйских тканей.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Платья, побывавшие на показе мод в Париже
Платья, побывавшие на показе мод в Париже

Следующим этапом экскурсии были производственные цеха.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Старые здания и трубы предприятия
Старые здания и трубы предприятия

Возле административного здания разбиты клумбы, аккуратно подстрижен газон. У старых кирпичных цехов стоит памятник рабочим предприятия, ушедшим на фронты Великой Отечественной войны.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Памятник работникам фабрики, ушедшим на фронт
Памятник работникам фабрики, ушедшим на фронт

Как рассказал экскурсовод, старые цеха не включены в производственную цепочку ХБК «Шуйские ситцы», они либо сдаются в аренду, либо пустуют.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Действующие цеха
Действующие цеха

Пройдя немного по прямой, мы увидели по правую сторону уже более новые, функционирующие производственные цеха. К ним также вела асфальтированная дорожка с газоном и клумбами.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Дорога к производственным цехам
Дорога к производственным цехам

День выдался на удивление теплым, и вокруг клумб летал рой пчел.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна

Перед началом экскурсоводы рассказали о технике безопасности и правилах проведения экскурсии.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Погрузчик с рулоном ткани
Погрузчик с рулоном ткани

Прежде чем начать экскурсию, были розданы специальные наушники с беспроводными передатчиками, чтобы можно было слышать экскурсовода сквозь производственный шум:

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Наушник
Наушник
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Беспроводной передатчик
Беспроводной передатчик

Экскурсия началась с небольшого исторического экскурса, где кратко рассказали историю текстильных фабрик в Ивановской области и показали модели старинных прессов, с помощью которых раньше наносили цветные рисунки на ткани.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Макет пресса
Макет пресса

Самый начальный этап производства — превращение хлопка в пряжу (приготовительное произведение) — находится в другом месте, как и прядильное с ткацким производством, поэтому посмотреть его не удалось. В городе Шуя производственная цепочка начинается с отделочного производства, заключающегося в различной обработке суровой ткани.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Рулоны суровой ткани на производстве
Рулоны суровой ткани на производстве

Первым этапом обработки является процесс газо-опалки, проходящей в закрытой камере. По словам экскурсовода, он позволяет избавиться от мельчайших незапряденных волокон хлопка (пуха), которые в последствии, если от них не избавиться, могут образовывать «катышки» на одежде.

Мы посмотрели несколько камер для термической обработки.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Закрытая камера для термической обработки ткани
Закрытая камера для термической обработки ткани

После того как суровая ткань пройдет все этапы обработок, нужных для придания ей необходимых технических качеств (гигроскопичности, плотности, минимальной усадки и др.), ее подвергают покраске или печати разноцветных рисунков.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Огромные цилиндрические валы для обработки ткани
Огромные цилиндрические валы для обработки ткани

На примере одного из станков, красящих ткань в однотонный цвет, нам показали линию гладкого крашения, способную окрасить ткань абсолютно одинаково с двух сторон. Это позволяет производить ткань, не имеющую изнаночной стороны. Ткани же с напечатанным рисунком всегда имеют лицевую и изнаночную стороны, лицевую сторону также называют «набивной».

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Линия гладкого крашения
Линия гладкого крашения

Интересно выглядят станки для печати разноцветных рисунков на ткани. За каждый цвет в рисунке отвечает отдельный вал, наносящий рисунок с помощью цилиндрического сетчатого шаблона.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Валы для нанесения рисунка
Валы для нанесения рисунка

Станок в этот момент не работал, и мы смогли подойти поближе, чтобы посмотреть на устройство, предназначенное для нанесения рисунка.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Станок для ротационной печати со снятыми роликами
Станок для ротационной печати со снятыми роликами

После нанесения рисунка ткань проходит термическую обработку, необходимую для качественного запекания краски на хлопковой ткани.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Камера термической обработки
Камера термической обработки

С одной стороны станка стоит рулон с белой тканью, а с противоположной — огромная тележка, в которую попадает ткань с напечатанным рисунком.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Тележка с тканью
Тележка с тканью

Во избежание брака и равномерного распределения краски на рисунке ткань практически на всех этапах производства находится в натянутом состоянии. И почти на каждом станке, как на участке подачи ткани, так и на последних участках, можно разглядеть системы натяжения ткани:

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Натянутая ткань
Натянутая ткань

После покраски или печати ткани направляются на этап заключительной отделки, на котором работают станки, способные придать тканям различные качества, включая безусадочность, мягкость, плотность, шелковистость или матовость.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Станок для промышленной глажки под давлением, если не ошибаюсь
Станок для промышленной глажки под давлением, если не ошибаюсь

Также нам продемонстрировали другие станки, работающие на этой линии.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Загадочные станки, на которые нас попросили не обращать внимания
Загадочные станки, на которые нас попросили не обращать внимания

Так как производственные линии занимают несколько этажей, нам рассказали о способе транспортировки ткани на верхний этаж, куда она затягивается через техническое отверстие в потолке.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Как транспортируют ткань между этажами
Как транспортируют ткань между этажами

Перед тем как подняться на второй этаж, нам рассказали об одной из разработок ХБК «Шуйские ситцы». Речь шла о запатентованной ткани «Капсула», которая имеет антибактериальные свойства и используется в бактериальных защитных костюмах. Эта ткань пропускает воздух, позволяя телу «дышать», но при этом не пропускает бактерии и вирусы.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Кусочки ткани «Капсула»
Кусочки ткани «Капсула»

Эккурсоводы выдали по небольшому квадратику такой ткани «на память».

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Кусочек ткани «Капсула»
Кусочек ткани «Капсула»

На верхнем этаже оказались расположены линии по автоматическому пошиву постельного белья, одного из основных продуктов фабрики.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Станок для автоматического пошива наволочек
Станок для автоматического пошива наволочек

Первым нас встретил аппарат по автоматическому пошиву наволочек.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Линия по пошиву наволочек
Линия по пошиву наволочек

Он автоматически нарезает ткань, складывает и сшивает ее. Единственный минус — наволочка на выходе вывернута наизнанку.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Наволочки на выходе из станка
Наволочки на выходе из станка

Эта проблема решается отдельным работником, который занимается выворачиванием наволочек.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Выворачиватель наволочек
Выворачиватель наволочек

Но так как выворачивать их вручную очень медленно, то этот процесс модифицировали с помощью вакуумного насоса, который засасывает наволочку вовнутрь себя, таким образом выворачивая ее.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна

Так как этот процесс очень простой, то участникам экскурсии позволили попробовать самим вывернуть несколько наволочек на вакуумном насосе.

Далее нам встретилась швейная машинка, не задействованная в производственном процессе.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Старинный оверлок
Старинный оверлок

Чуть в стороне стояло несколько тележек с тканью.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Несколько тележек, стоящих в стороне
Несколько тележек, стоящих в стороне

Постепенно мы дошли до линии автоматического пошива постельного белья.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Ткань на входе на линию автоматического пошива постельного белья
Ткань на входе на линию автоматического пошива постельного белья

Она занимала значительно больше места из-за большого размера выпускаемых изделий, управлялась она одним оператором.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Линия автоматического пошива постельного белья
Линия автоматического пошива постельного белья

Но он, по-видимому, не часто вмешивается в производственный процесс, так как линия работала в автоматическом режиме.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Панель управления автоматической линии пошива
Панель управления автоматической линии пошива

Мы отправились дальше, через отдел упаковки к линиям контроля качества тканей.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
На этапе упаковки
На этапе упаковки

Упаковка на фабрике осуществляется вручную.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Стеллаж с этикетками
Стеллаж с этикетками

Отдел отбраковки (или контроля качества), находился в другом конце цеха.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Элемент декора в производственном цехе
Элемент декора в производственном цехе
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Гирлянда из подушек
Гирлянда из подушек

Вскоре мы дошли до отдела по контролю качества, где нам удалось понаблюдать за работой линии контроля и узнать о различных видах брака.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Контроль качества
Контроль качества

Суть контроля заключается в том, что рулоны ткани перематывают на специальном механизме с большой скоростью, а работники, наблюдая на просвет за тканью, отлавливают брак.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Пример брака
Пример брака

Нам продемонстрировали образцы с различными примерами брака: тут и несовпадение шаблонов по цветной печати, нити другого цвета и множество других случаев, требующих отбраковки.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Станок, про который нам не успели рассказать
Станок, про который нам не успели рассказать

На этом наша экскурсия по производству закончилась, и мы направились к выходу.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Один из цехов фабрики
Один из цехов фабрики
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Вид из окна
Вид из окна

В последнем коридоре, разделяющем производственные цеха от гардероба и выхода из здания, висят плакаты, на которых изображены модели одежды из тканей, выпускаемых фабрикой.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна

Многие из них были представлены на различных выставках или фестивалях. Все фотографии сделаны внутри производственных цехов.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Фотография одного из плакатов
Фотография одного из плакатов

Спускаясь дальше по лестнице, на одной из площадок можно заметить еще один плакат, на котором представлена политика компании в отношении качества продукции.

Выходя из последнего здания, являющегося проходным пунктом, мы увидели на стене доску почета с фотографиями лучших работников комбината.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Лучшие работники
Лучшие работники

После экскурсии нас пригласили в магазин, находящийся при предприятии. Там была широко представлена продукция комбината — от постельного белья до кухонных прихваток и полотенец.

Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Постельное белье шуйского производства
Постельное белье шуйского производства
Изображение: Александр Валиев © ИА Красная Весна
Скатерть и полотенца
Скатерть и полотенца